Разместившаяся в еврейском музее австрийского города Хогенемса выставка больше напоминает уютный антикварный магазин. Но при ближайшем рассмотрении представленных в галерее картин, пресс-папье, трубок и других безделушек оказывается, что все эти предметы объединены одной общей идеей — они все антисемитские.
Куратор выставки Ханно Леви поясняет, что уютная домашняя атмосфера выставки была создана с одной целью — заставить посетителей задуматься. «Эти предметы были частью определенного интерьера. Они должны были создавать уют, — говорит он. — Но через три – пять минут люди понимают, что это за уют. То, что они осознают это сами, куда более эффективно, чем если бы мы повесили табличку с надписью “Это опасно”».
На выставке представлено 580 экспонатов из коллекции Гидона Финкельштейна — еврея, полтора десятка лет скупавшего антисемитские предметы. И хотя все они датируются периодом с 1880 по 1920 год и представляют собой не более чем «китчевые бездулушки», владельцы с их помощью выражали свое воображаемое превосходство над евреями, которых они воспринимали как угрозу. «Таким образом они трансформировали в своих фантазиях нечто опасное в нечто подконтрольное», — объясняет Леви.
Среди наиболее примечательных экспонатов — мишень из тира, на которой изображены еврей и злая собака. Если стрелок попадал в цель, то механизм мишени приводил в движение собаку, которая набрасывалась на еврея, а тот пытался отбиться от нее зонтиком.
В отдельной комнате посетители выставки могут прослушать интервью с самим Финкельштейном, в котором тот говорит о важности сохранения такого рода артефактов, показывающих, насколько широко был распространен антисемитизм еще до прихода Гитлера к власти. «За восемьдесят лет до Гитлера антисемитизм был широко распространен среди населения Германии, Австрии, Франции на бытовом уровне, — говорит Финкельштейн. — Когда появился Гитлер, все уже было готово — ему оставалось лишь довести его до высшей точки. Мне представляется очень важным показать это».
Выставка, которая будет работать до 26 февраля следующего года, стала первым публичным представлением коллекции Финкельштейна. В своем обращении к посетителям выставки он говорит, что современный антисемитизм проявляется в иных формах. «Сегодня есть книги, есть Интернет, есть много других способов распространения такого рода пропаганды», — предупреждает он.
О современном антисемитизме рассказывается в другом зале, который называется «Кухня слухов». Посетителям предлагается открывать шкафчики и выдвигать ящики, чтобы найти там иллюстрации совеременного антисемитизма. Один из шкафчиков, к примеру, посвящен фильму Мела Гибсона «Страсти Христовы», который некоторые еврейские организации расценили как попытку разжечь конфликт между христианами и евреями.
Кто-то, возможно, сочтет, что музей еврейского наследия не самое удачное место для проведения подобных выставок. Но, по мнению Леви, именно еврейский музей не имеет права закрывать глаза на эту тему. «Антисемитизм — это та тема, которую еврейские музеи не могут избегать, ограничиваясь выставками серебряных коллекций иудаики, — убежден он. — Нет смысла прятать голову в песок и делать вид, что ничего этого вокруг нас нет».