О том, что мрачноватые средневековые улочки этого портового города на берегу Атлантики когда-то служили укрытием для гонимых евреев, знают немногие.
В XVI веке неприметный гранитный дом, что до сих пор стоит на мощеной булыжником улице Порту, хранил страшную тайну. За его толстыми стенами сохранились крутые ступени, ведущие вниз, — идеальный тайный проход для участников запрещенных религиозные церемоний. Тайна этой нелегальной синагоги была раскрыта только четыре столетия спустя, когда католический священник Агостиньо Жардим Морейра купил это четырехэтажное здание под дом престарелых для своих прихожан. И когда рабочие обнаружили в доме ложную стену, он немедленно приказал ее снести, почуяв открытие. Отец Агостиньо изучал еврейскую историю города и знал, что место, где находится сейчас его приход, в XV – XVI веках официально именовалось Еврейским кварталом. Известно ему было и то, что многие из насильственно обращенных в католицизм евреев тайком продолжали исповедовать веру отцов.
«Ложная стена явно что-то скрывала, — рассказал Жардим Морейра в интервью Associated Press. —
Я подозревал, что за ней должен находиться некий важный еврейский артефакт».И когда стену снесли, оказалось, что интуиция священника не подвела. За ложной стеной оказалась комната со средневековым святым ковчегом («арон акодеш») — углублением в стене синагоги, где хранились свитки Торы. В Португалии обнаружены всего два подобных святых кочега того периода. В прошлом месяце эксперты Португальского института архитектурного наследия засвидетельствовали, что дом действительно служил тайной синагогой.
Случайное открытие разрешило головоломку, многие годы мучавшую историков. Еврейский ученый Иммануэль Абоаб, живший в Порту в середине XVI столетия, писал, что в детстве посещал синагогу, находившуюся на улице в третьем по счету доме от церкви Девы Марии XIV века, однако не уточнял, на какой стороне улицы была синагога, а раскопки археологов не дали никаких результатов. Теперь же появилось подтверждение достоверности рукописи Абоаба: отцом Агостиньо дом был как раз третьим по счету на той самой улице, которую описывал еврейский ученый.
Правда, историков несколько сбивало с толку то, что Абоаб никогда не называл синагогу тайной, а ведь его детство пришлось на пятое десятилетие после насильственного крещения, когда тайно исповедовавшим иудаизм евреям грозили жестокие пытки и костер. Поэтому синагога, о которой идет речь у Абоаба, не могла действовать открыто.
«Все полагали, что Абоаб перепутал даты, — говорит специалист по еврейской истории из университета Порту Эльвира Меа. —
Но этот вопрос не давал мне покоя, и как только я увидела ковчег, все сразу встало на свои места».Тайная синагога датируется тяжелым в еврейской истории Пиренейского полуострова периодом. Когда в 1492 году соседняя Испания изгнала всех евреев, которые отказались креститься, около 60 тысяч сынов и дочерей Израилевых хлынули через границу в Португалию, еврейская община которой процветала. На дворе стояла эпоха великих географических открытий, время, когда португальские мореплаватели достигли неизведанных миров Южной Америки, Африки и Азии. Еврейские торговцы Порту делали состояния на поставках бразильского сахара из Бразилии, переправлявшегося морем в Португалию, а оттуда, с ощутимой выгодой — в страны Европы.
Тем не менее, в социальном отношении евреев держали, что называется, на расстоянии вытянутой руки. Территория еврейского квартала было обозначена границами, имевшими юридическое содержание: закон, например, разрешал христианской женщине входить в квартал исключительно в сопровождении, как минимум, двоих мужчин. А потом настал черед жестоких преследований. Король Мануэль I, добиваясь заключения династического союза с Фердинандом и Изабеллой путем женитьбы на их дочери, заставил обратиться в христианство всех евреев своей страны. Некоторые бежали, а оставшиеся подверглись унизительному публичному крещению. Их называли «новыми христианами», или «марранами» (так на одном из пиренейских наречий называли свиней). И даже над крещеными постоянно висела угроза религиозных преследований. В 1506 году в Лиссабоне было убито около 3 тысяч евреев. Королевский указ в самом буквальном смысле загнал иудаизм в подполье, в то время как его приверженцы официально исповедовали христианство.
Обнаруженный святой ковчег представляет собой выбитое в гранитной стене полутораметровой высоты вместилище, которое уходит под самый потолок. Как и прочие, этот «арон акодеш» обращен на восток, к Иерусалиму. Эксперты датировали отбитые фрагменты декоративной зеленой плитки на святом ковчеге XVI столетием, основываясь на определенных особенностях технологии их изготовления, свойственных именно этому периоду.
Покуда городские власти будут решать, где и каким образом можно будет экспонировать находку, Агостиньо Жардим Морейра собирается оградить святой ковчег защитным стеклянным экраном.
Активно участвует в работе по сохранению недавнего открытия и израильский посол в Португалии Аарон Рам.
«Когда видишь это, ощущаешь свою причастность к истории, — признается Рам. —
Это очень важное место... Чтобы быть готовыми к будущему, мы должны помнить о прошлом».