Общество
Еврейский волкодав
Сумерки приносили Одессе налёты, убийства и ограбления...
30.03.2006
В этом году раввину Давиду Куперману опять придется отмечать Песах вне дома. Вместе с женой и шестилетней дочуркой он отправляется из Соединенных Штатов в столицу Бельгии, где уже второй раз подряд отметит еврейский праздник с представителями африканского племени тутси.
В прошлом году он приезжал в Брюссель по просьбе еврейской организации «Кулану», занимающейся «поиском потерянных и рассеянных остатков еврейского народа» и помощью им. Тогда в одной из школ неподалеку от столицы Бельгии раввин Куперман вел традиционный пасхальный седер для восьмидесяти кушитов, эмигрировавших в Европу из Африки. В этом году он готов сделать это снова.
«Когда я только начинал работать в этой области, мне казалось, что предстоит заниматься обучением и организацией бесконечной череды всяческих мероприятий, — рассказывает он в интервью изданию “Washington Jewish Week” о начале своего сотрудничества с организацией “Кулану”, с которой в настоящее время координирует деятельность по оказанию помощи представителям племени тутси в Центральной Африке и Европе. — Но вскоре я понял, что куда важнее просто помочь этим людям выжить».
На сайте организации «Кулану» можно узнать, что тутси происходят из современной Эфиопии, или Куша, где занимались в основном скотоводством. Они отделяли себя от других этнических групп еще в те времена, когда царство, в котором они жили, было еврейским. После его падения в 1270 году нашей эры племя мигрировало в район африканских Великих озер, где сегодня находятся Руанда и Бурунди. Начиная с конца XIX века в район стали прибывать католические миссионеры — обращать жившие там народы в христианство.
«Церковь пыталась стереть у тутси память о еврействе, — рассказывает р. Куперман. — В христианских школах им давали свинину и другое некошерное мясо и учили тому, что старые еврейские традиции глупы… И, в конце концов, церковь добилась своего в перевоспитании тутси».
По словам р. Купермана, результаты проделанной миссионерами работы видны и по сей день. «Есть люди, которые приходят на седер с распятиями на шее, — говорит он. — При этом проявляют к иудаизму большой интерес, но пока среди них нет ни одного, кто бы мог с полным правом назвать себя “бааль-тшува”, то есть человеком, вернувшимся к иудаизму».
Далеко не все, впрочем, уверены в том, что тутси и есть те самые кушиты. В популярной он-лайн энциклопедии «Wikipedia», к примеру, говорится: «Сформировался великий миф о том, что тутси вышли из Эфиопии. Однако эти повторяющиеся исторические легенды и слухи были созданы немцами в XIX и XX веках без малейших на то доказательств».
«Первое, о чем надо сказать, это о том, что они не евреи, — уверяет специалист по культуры и политики в Южной Африке Пол Ландау из Мэрилендского университета (США). — Люди перенимают определенную этническую идентичность, потому что она полезна им в некотором идеологическом смысле… Этот народ подхватил хамитский миф, говоривший, что в Африке сами африканцы ничего хорошего не сделали, а все хорошее пришло с Запада. И тутси, которые открывают для себя свое еврейство, тоже в это верят. Но относиться к этому вне политического аспекта нельзя».
Станислав Шустерман