Общество
Еврейский волкодав
Сумерки приносили Одессе налёты, убийства и ограбления...
25.01.2007
Более двадцати пар вступили в брачный союз в ходе массовой еврейской свадебной церемонии, прошедшей на прошлой неделе в Гаване. Еще около семидесяти кубинцев обратились в иудаизм.
Всю церемонию своего бракосочетания Саломон Митрани провел сидя. В свои 84 года ему трудно стоять так долго. Официально он состоит в браке со своей супругой Пилар вот уже 55 лет, и у них уже восемь внуков. Но на прошлой неделе Саломон, наконец, смог пройти еврейский обряд бракосочетания под хупой.
Вся церемнония была весьма необычна. Еще двадцать пар всех возрастов связали свои жизни в ходе свадебного ритула, проведенного тремя раввинами, которые специально для этого прибыли из Аргентины. Женихи, как и положено, разбивали ногой бокалы из-под вина, а кантор пел древние благословения на иврите.
Эта церемония крупнейшая на памяти старожилов небольшой еврейской общины Острова свободы. И это неудивительно, ведь после того, как к власти на Кубе вначале 1960-х годов пришли коммунисты под предводительством Фиделя Кастро, страну покинули практически все евреи, а на всю Кубу не осталось даже ни одного раввина.
«Я всегда чувствовал себя евреем. В 1948 году я отправился воевать за независимость Израиля», — признался Митрани, художник и скульптор, чьи родители, сефардские евреи, эмигрировали на Кубу в 1913 году из Турции.
Массовое бракосочетание проходило в восстановленной недавно синагоге «Бейт-Шалом», крупнейшей из трех остающихся в Гаване. В тот же день в синагоге прошли гиюр (обращение в иудаизм) около семидесяти человек, среди них целые семьи, десятки молодых кубинцев и жена Саломона Митрани, 75-летняя Пилар.
«Я хотел, чтобы у меня была еврейская семья, как и у моих предков. Семья играет жизненно важную роль для сохранения традиций и ценностей Торы», — говорит Альберто Бехар, компьютерный аналитик, как и его жена Каридад Моралес, также прошедшая гиюр перед свадебной церемонией.
На Острове свободы живут как сефардские, так и ашкеназские евреи. Сефарды на Кубу иммигрировали в основном из Турции и балканских стран еще до Первой мировой войны, тогда как ашкеназы приезжали сюда, спасаясь от войн и конфликтов в Восточной Европе, как правило, из Польши и России. Только в 1930- х годах около 25 тысяч еврейских беженцев добрались до спасительной Кубы через США, бежав от нацистских гонений в Европе.
Когда в 1959 году Кастро пришел к власти, на Кубе проживало около 15 тысяч евреев. За несколько лет государственных национализаций и коммунистических реформ 90 процентов из них уехали в США, Мексику, Венесуэлу и Израиль. Куба стала атеистическим государством, а синагоги опустели. На молитву уже не собирался миньян, детей перестали учить еврейским традициям и ивриту. Потом были годы полной изоляции. А в 1974 году после Войны Судного дня Кастро разорвал дипломатические отношения с Израилем. «Это были трудные годы, но евреи не сгибаются под грузом бед и несчастий, — говорит Шимон Гольдштейн, 69-летний жених в талите. — Это наша история».
Все изменилось после распада СССР в 1991 году, когда на Кубе начался тяжелейший экономический кризис. Куба стала светским государством и разрешила даже членом коммунистической партии принимать участие в религиозных мероприятиях. Обнищавшие кубинские евреи начали получать помощь из-за рубежа, наиболее весомую от Американского еврейского распределительного комитета (Джойнт), который помог восстановить общину, которая к тому моменту насчитывало около 1500 человек. Лидеры общины говорят, что с тех пор это число удвоилось, но многие молодые кубинские евреи продолжают иммигрировать в Израиль. «Люди уезжают по разным причинам, но постоянно появляются и новые члены общины. И это главный момент в нашем возрождении», — говорит Аннетта Эли, молодой архитектор.
Станислав Шустерман