Общество
Еврейский волкодав
Сумерки приносили Одессе налёты, убийства и ограбления...
23.03.2007
Дипломатические представительства различных государств в Тегеране корректируют свои планы экстренной эвакуации на случай атаки на Иран. Как отмечает 23 марта «Jerusalem Post», иностранные дипломаты полагают, что удар по стране может быть нанесен до конца 2007 года — к тому времени в Иране может скопиться достаточное количество обогащенного урана, чтобы вызвать в стране гуманитарную и экологическую катастрофу, если в ходе атаки будут повреждены ядерные объекты.
Планы экстренной эвакуации сотрудников, как правило, существуют во всех посольствах, однако иностранные источники говорят о том, что уже сегодня дипломатические представительства в стране живут в атмосфере повышенной готовности. Недавно в нескольких расположенных в столице посольствах занялись пересмотром своих эвакуационных планов, а там, где в штате не было постоянных сотрудников служб безопасности, попросили прислать таковых.
Иностранные источники отмечают, что и Соединенные Штаты, и Израиль, обвиняющие Иран в разработке атомного оружия, пока пытаются сделать все возможное, чтобы остановить иранскую ядерную программу дипломатическими путями. Однако, согласно тем же источникам, если Запад или Израиль поймут, что на дипломатические уговоры потребуется больше времени, чем на обретение Тегераном ядерной независимости, по ядерным объектам Исламской Республики может быть нанесен упреждающий удар, который позволит снизить разрушительный эффект радиоактивного распада. Однако жертвами даже этой атаки может стать множество мирных граждан, а некоторые районы страны на неопределенный период времени окажутся непригодными для жилья. Исходя из этих оценок, Израиль и США попытаются максимально оттянуть сроки нанесения удара, понимая, что ответные действия иранцев также могут повлечь не менее серьезные последствия для региона.
С похожей дилеммой Израилю приходилось сталкивался в 1981 году, когда еврейское государство готовилось к нанесению удара по иракскому ядерному реактору в Осираке. Как писал в статье «Рейд на Осиракский атомный реактор» Ави Гейн, в 1981 году израильское правительство получило информацию о готовящейся отправке из Франции в Ирак 90 килограммов обогащенного урана в виде готовых урановых стержней. С того момента, когда стержни поместили бы в реакторы, угроза радиационного поражения региона в случае нанесения удара по реактору стала бы неизбежной. Именно это стало решающим фактором для израильского вице-премьера Игаля Ядина, который изначально выступал против удара по Осираку. И все же, после получения информации об урановых стержнях, он изменил свое мнение.
Согласно другим публикациям об авиаударе по Осираку, в Израиле считали необходимым провести данную акцию задолго до того, как ядерное топливо прибудет в Ирак, чтобы предотвратить возможность радиоактивного заражения. Сегодня известно, что в ходе подготовки атаки одной из проблем был вопрос определения даты, когда реактор «оживет», то есть момента, начиная с которого бомбардировка повлечет за собой радиационное облучение мирных граждан.
В нынешнем противостоянии с Ираном давление, оказываемое Соединенными Штатами на многие страны и международные корпорации с целью изолировать Тегеран, уже приносит свои плоды. Однако Иран явно не собирается останавливать свою ядерную программу, а эффект от принимаемых ООН санкций скажется еще не скоро. В случае агрессии против Ирана эта страна, вероятнее всего, атакует ракетами Израиль и американские военные базы на Ближнем Востоке, а также может задействовать «Хизбаллу» в широкомасштабной кампании против Израиля, службы безопасности которого ожидают еще и терактов против еврейских объектов по всему миру.
Сирия по-прежнему решает, пойдет ли она «до конца» с Ираном или бросит своего «друга» и вернется из стана мировых изгоев в международное сообщество. Потенциальная роль Дамаска в таком региональном столкновении еще не определена. Саудовская Аравия, напротив, усиливает последовательное давление как на Сирию, так и на Иран, добиваясь, чтобы те изменили курс на конфронтацию с Западом.
В то же время бывший иранский президент Акбар Хашеми Рафсанджани через Высший совет Ирана пытается добиться ограничения власти нынешнего президента Махмуда Ахмадинеджада, которого в Иране многие уже считают вышедшим из-под контроля правящей элиты. Вначале иранские аятоллы молча соглашались и с внешнеполитической линией Ахмадинеджада, главной целью которой было обладание атомным оружием, а главными амбициями — занять место Саудовской Аравии как «лидера мусульманских стран» и уничтожить Израиль, поскольку Ахмадинеджад пользовался широкой поддержкой в народных массах. Однако за последний год иранская правящая элита серьезна встревожилась тем, что Ахмадинеджад выходит из-под ее контроля, хотя аналитики считают, что у президента очень мало шансов «подмять» под себя верховную власть, которая по-прежнему принадлежит шиитскому духовенству.
Александр Фишман