Общество
Еврейский волкодав
Сумерки приносили Одессе налёты, убийства и ограбления...
16.07.2007
Давным-давно опустели длинные деревянные скамьи единственной в Асмаре синагоги, но 60-летний Сэми Коэн все еще помнит, кто где сидел. «Отец мой, Менахем Коэн, обычно располагался вот тут, а здесь сидел дядя, брат моей матери», — неспешно рассказывает он корреспонденту AFP, указывая то на одно, то на другое пустое место. Во времена его молодости, пришедшейся на далекие теперь пятидесятые, в городе процветала энергичная еврейская община, насчитывавшая около пятисот членов. Сегодня остался всего один.
Большинство евреев Эритреи в начале прошлого века приехали сюда торговать из Европы и Ближнего Востока, рассчитывая воспользоваться возможностью, предоставленной итальянской колонизацией. «В истории всегда хватало евреев-эмигрантов, стремившихся туда, где открываются многообещающие перспективы, — говорит посол Израиля в Эритрее Менахем Канафи. — Многих представителей еврейского населения арабских стран влекла сюда возможность жить свободно и по своему разумению».
Тем не менее, исторические обстоятельства сложились так, что община, автономно существовавшая рядом с куда более старым еврейским сообществом соседней Эфиопии, исчезла практически без следа, тогда как тысячи эфиопских евреев не торопятся покидать страну даже после массовой миграции в Израиль в восьмидесятые и девяностые годы. Значительное количество эритрейских евреев перебралось в Израиль вскоре после провозглашения в 1948 году его независимости, основной же поток иммигрантов пришелся на 60-е, когда Эритрея начала войну за независимость от Эфиопии, моментально ударившую по экономике страны.
Необходимый для проведения большинства еврейских церемоний миньян Коэну теперь удается собрать нечасто. Да и заботиться о столетней синагоге приходится в одиночку. О бар-мицвах и еврейских свадьбах даже и говорить не приходится — последние отпраздновали здесь где-то в семидесятых. «Время от времени сюда заявляются бизнесмены, но они приходят и уходят, иногда можно увидеть сотрудников израильского посольства. Но это далеко не повод надеяться на будущее здешней еврейской общины», — уточняет Канафи.
На официальном уровне 4-миллионное население Эритреи почти поровну делится на христиан и мусульман, евреи же всегда были здесь незначительным меньшинством. Хотя правозащитные организации часто обвиняют местное правительство в преследовании религиозных меньшинств, по воспоминаниям самих эритрейских евреев и рассказам нынешних местных жителей община всегда жила в гармонии с местным населением и правительством. Например, когда-то принадлежавшие членам еврейской общины дома расположены буквально по соседству с главной городской мечетью и несколькими церквями, что лишь подчеркивает дружелюбный характер отношений между представителями всех трех конфессий. В отличие от той же Эфиопии, где местные евреи постоянно заявляют о процветающем в стране антисемитизме и непрекращающейся пропаганде христианских ортодоксальных традиций.
Местом сбора членов общины когда-то была старая школа напротив синагоги, теперь в ней разместился музей фотографии… И все же Сэми Коэн не теряет присутствия духа. «Мы должны быть оптимистами, — уверен он. — Если здесь недостает людей для миньяна, то можно молиться и в другом месте — в Тель-Авиве, Лондоне или Риме… везде, где сейчас живут бывшие члены общины Асмары».
Ольга Лешукова