Общество
Еврейский волкодав
Сумерки приносили Одессе налёты, убийства и ограбления...
19.09.2007
Индуистские храмы, мусульманские мечети и католические церкви можно обнаружить в любом месте этого острова, известного своей нефтью, супом каллалу (острое блюдо карибской кухни) и калипсо (песенная импровизация в африканских ритмах). Единственное, чего в Тринидаде нет, это синагог.
В этих краях живет не более 55 евреев, несмотря на то что население Тринидада и Тобаго, насчитывющие 1,3 миллиона, позволяет этой стране занимать почти лидирующее (на первом месте все-таки Ямайка) положение среди англоязычных государств на Карибах, пишет JTA.
Те немногие евреи, которые считают это расположенное на двух островах государство своим домом, до сих пор помнят о расистской истории страны и произошедшем в 1990 году восстании радикальной мусульманской секты «Джамаат аль-Муслимин».
Настроения в стране еще более накалились после того, как США и власти Тринидада арестовали четырех человек по обвинению в том, что они планировали взорвать баки с топливом в международном аэропорту Джона Кеннеди в Нью-Йорке. Все арестованные были связаны с исламистской террористической группировкой Тринидада, а один из подозреваемых был бывшим членом гайанского парламента.
Тем не менее, лидеры местной еврейской общины не раз подчеркивали, что у них нет «никаких проблем» с местной мусульманской общиной.
«У нас никогда не было с ними открытого конфликта, мы никогда не чувствовали, что нам угрожают, а они никогда нам и не угрожали, — рассказывает Барбара Малинс-Смит, первый израильский консул в Порт-оф-Спейне. — Но, помня о нынешней атмосфере, евреи во всем мире должны соблюдать бдительность».
Когда-то евреи вели совместные дела и были в тесных отношениях с маленькой, но влиятельной общиной арабских христиан, многие члены которой происходят из Ливана и Сирии.
Этническое и религиозное смешение здесь довольно необычно для такой маленькой страны. Тридцать два процента ее населения — католики, 28 процентов — протестанты и 26 — индусы. Остальные 6 процентов это мусульмане, иммигрировавшие сюда из Индии в 19 веке во время насильственной перевозки для рабского труда на сахарных плантациях.
«Наша община очень маленькая, — говорит лидер местной еврейской общины Ганс Стечер. — Но у нас есть много сторонников. Многие из членов нашей общины — женщины, вышедшие замуж за тринидадцев и мужчин, которые происходят от сефардов».
Интересно, что символ национальной полиции Тринидада представляет собой шестиконечную звезду, а в одном из пригородов Порт-оф-Спейна все улицы названы в честь выдающихся израильских деятелей, таких как Хаим Вейцман, Голда Меир и Давид Бен-Гурион.
«Среднестатистический тринидадец очень мало знает о евреях, — шутит Малинс-Смит, уроженка Гайаны, переехавшая в столицу Тринидада в 1972 году. — Люди на Карибах считают, что все евреи выглядят как хасиды».
Самым большим достижением местной еврейской общины принято называть визит главы государства Тринидада Патрика Маннинга в Израиль в ноябре 2005 года. Маннинг стал первым из глав стран Карибского бассейна, который посетил Святую землю.
Но не все так безоблачно в Тринидаде. В местных газетах появились статьи, в которых рассказывалось о том, что Израиль и США тайно планируют свергнуть режим Уго Чавеса в Венесуэле, используя в качестве плацдарма Тринидад. В частности появились такие заголовки, как «Маннинг – агент Моссада?».
Тем не менее, лишь немногие тринидадцы воспринимают обвинения подобного рода всерьез. Но Стечер и другие члены общины обеспокоены: «Все это похоже на каллалу. Всегда есть дилемма, отвечать или нет на подобные обвинения. Иногда лучше промолчать».
Ольга Лешукова