Общество
Еврейский волкодав
Сумерки приносили Одессе налёты, убийства и ограбления...
17.03.2008
Современная еврейская община Кубы насчитывает 1500 евреев. 1100 из них живут в Гаване, а остальные 400 рассеяны по провинциям. На острове нет раввина и всего один кошерный мясник. Эта маленькая еврейская община противоположно отличается от той, которая была здесь до прихода к власти Фиделя Кастро в 1959 году. В то время в одной только Гаване было пять синагог и 15 000 евреев. Тем не менее, евреям современной Кубы все еще удается сохранять национальные традиции и культуру.
Марица Корралес, кубинский историк и автор книги «Избранный остров: евреи на Кубе», говорит, что «быть кубинцем и евреем – значит быть дважды уцелевшим».
После того как Кастро пришел к власти и национализировал частный бизнес и собственность, 90 процентов еврейского населения (в основном предприниматели) покинули остров, а оставшиеся 10 процентов были не очень-то и старательны в следовании заповедям. Синагоги опустели, а традиции стали забываться.
Еврейская жизнь продолжала увядать на протяжении нескольких лет, пока в 1992 году, после развала СССР, основного спонсора режима Кастро, Куба не изменила конституцию и не ввела свободу религии. Понемногу местная еврейская община начала возрождаться. Сюда приезжали раввины из Чили, Аргентины, Панамы и Мексики, чтобы обучать оставшихся евреев, как молиться и проводить службы, а еврейские организации Канады стали присылать кошерную пищу на Песах.
За 10 лет на Кубе было организовано несколько социальных служб, включая воскресную школу в Патронато, где дети в возрасте от 6 до 14 лет изучали еврейскую культуру и традиции. Первоначально ее посещали всего 10 детей, сегодня в ней учатся уже 70.
Также в Патронато существует еврейская женская группа, в которую входит 150 участниц. Они встречаются раз в 6 недель, чтобы обсудить и оказать друг другу поддержку в таких вопросах, как национальное домашнее хозяйство и насилие в семье.
За пределами Гаваны, где еврейское население намного меньше, организация общинной жизни только начинает развиваться. Например, в Сьенфуэгосе, живописном городе на берегу залива, живут только 27 евреев. Здесь нет синагоги, но вместо этого местная еврейская община каждую пятницу собирается в доме Ребеки Лангус.
43-летняя Лангус, лидер местной общины, живет с мужем и двумя сыновьями. Стены своего дома женщина украсила произведениями еврейских художников, заставила шкафы книгами и еврейскими молитвенниками, а полки – разнообразными еврейскими атрибутами. «Когда вас мало, на вас лежит ответственность за сохранение традиций», — говорит Лангус.
Одна из местных жительниц, мисс Дворин, в 1988 году лично встречалась с Кастро. На ее вопрос, почему он никогда не посещал еврейскую общину, кубинский команданте ответил: «Потому что меня никогда не приглашали». Она сразу же пригласила его на Хануку в Патронато. На вопрос Кастро, что такое Ханука, Дворин объяснила, что это праздник «революции – слово, которое пришлось по душе Кастро, – еврейского народа». Кастро действительно пришел, сел рядом с ней в первом ряду и выступил перед присутствующими 200 членами общины с длинной речью.
На развитие современной общины огромное влияние оказывает деятельность организаций, подобных Вестчестерскому еврейскому центру. Это одно из многочисленных американских объединений, которые организуют гуманитарные или религиозные поездки на Кубу. Они позволяют американским путешественникам обходить запреты туристических поездок на Кубу, однако им приходится брать с собой для местной еврейской общины полный набор одежды, медикаментов и предметов, необходимых для проведения религиозных обрядов.
В ноябре прошлого года группа совершила путешествие по острову. Туристы из Вестчестера посетили в Адат Исраэль единственную ортодоксальную синагогу на Кубе, одну из трех, действующих в Гаване.
В столице также находится Сефардский еврейский центр Кубы и консервативная синагога «Бет Шалом», самая крупная из трех, включающая более 500 членов. В «Бет Шалом» также располагается Еврейский общинный центр, известный как «Эль-Патронато», библиотека и аптека. Лекарства, большинство из которых поступают сюда в виде даров от еврейских групп, приезжающих из США, могут приобретать как евреи, так и неевреи.
Понемногу кубинские евреи восстанавливают свою приобщенность к национальной культуре, однако этот процесс нельзя назвать легким.
По словам Йосефа Леви, лидера местного сефардского храма, «сохранять традиции очень сложно, ведь еврейская община без раввина как жизнь в доме без родителей».
Оксана Ширкина