Top.Mail.Ru

Йеменские боевики атакуют евреев

07.04.2008

На прошлой неделе в Йемене боевики аль-Хути разрушили несколько домов в северо-западной провинции Саады, принадлежавших местной еврейской общине. «Сторонники аль-Хути разрушили часть моего дома и разграбили имущество», — сказал в интервью Reuters раввин Иехия Юсуф, житель столицы Йемена – Саны.

Опасаясь угроз боевиков, все 67 членов еврейской общины покинули город, говорит раввин. Некоторые местные жители утверждают, что евреям угрожали, потому что они продавали вино мусульманам. Сами евреи эти обвинения отрицали, сообщает Reuters.

По словам доктора Дова Левитана, изучающего историю йеменских евреев в университете Бар-Илан и Академическом колледже Ашкелона, кланы аль-Хути избрали своей мишенью евреев, для того чтобы подорвать интернациональную политику правительства. Борьба боевиков аль-Хути началась в июне 2004 года и направлена против правительства и его союзников.

За последние дни во время беспорядков в провинции погибли, по меньшей мере, 15 человек. С начала 1990-х правительство Йемена стало «заботится о своем международном имидже», объясняет Левитан: «Для него этот вопрос настолько важен, что евреи находятся под защитой государства».

Около года назад их положение в Сааде стало неустойчивым. «Евреев вывезли на правительственном самолете в Сану. Там они получили небольшое пособие и живут в поселении, охраняемом государственными силами безопасности. Еще 15 лет назад об этом нельзя было даже подумать», — говорит он. Сейчас в Сане живут около 400 евреев.

Забота правительства о своем имидже, наряду с давлением американских еврейских организаций и юристов, привели к тому, что в начале 1990-х Йемен разрешил большей части из оставшихся 200 евреев эмигрировать в Израиль и другие страны. После образования еврейского государства в 1948 году около 35 000 йеменских евреев переселились на его территорию, и 50 000 приехали после Войны за независимость. Большинство из тех 1600 евреев, которые покинули Йемен в 90-е, сейчас живут в Реховоте.

Однако, несмотря на трудности, евреи все же остаются в Йемене. «Они уже не те, какими пришли сюда 60 лет назад, — говорит Левитан, имея в виду волну беженцев, поселившихся здесь после погромов. — Они более образованные, лучше одеты, они носят часы и ездят на машинах. Некоторые путешествуют за границу. Там у них есть имущество и исторические корни. Но они не хотят покидать место, бывшее родным для нескольких поколений евреев».

По всей видимости, первые евреи появились в Йемене во времена Первого Храма – 2600 лет назад. Хотя эти данные не подтверждены, «точно известно, что они живут здесь, по меньшей мере, 1500 лет», — говорит Левитан.

«Например, мы знаем, что письма Маймонида (средневекового еврейского философа и юриста) пришли из Йемена. Мы знаем, что с XIV по XVI века у местных евреев были хорошие связи с диаспорой, и они получали Шульхан Арух (кодекс законов), а в XVIII и XIX веках, когда в Йемене не было еврейской прессы, – печатные еврейские молитвенники и Талмуд», — рассказал он.

Многие поддерживают решение евреев остаться в Йемене. Так, антисионистское религиозное движение Сатмар многие годы проводит в йеменской общине пропаганду против репатриации в Израиль. По утверждению сатмарских хасидов, в Израиле их ждет насильственная секуляризация и отрыв от национальных корней. «Они дают евреям деньги и священные книги, возят их в Нью-Йорк и в Лондон – все, чтобы удержать их от переезда в Израиль», — говорит Левитан.

Роберт Берг

{* *}