Общество
Еврейский волкодав
Сумерки приносили Одессе налёты, убийства и ограбления...
19.12.2008
В свете последних событий в Мумбаи, ответственность за которые взяли на себя пакистанские исламисты, особый интерес вызывает тема «Пакистан и евреи».
«Честно говоря, мне ни горячо, ни холодно от убийства израильтян в Мумбаи», — говорит Надим Ахмед, брокер валютной биржи крупнейшего пакистанского города Карачи.
Офис Ахмеда находится неподалеку от величественного архитектурного памятника Merewether Tower, построенного на средства сэра Эванса Джеймса в 1892 году. Величественную башню высотой 40 метров венчает главный символ иудаизма — звезда Давида.
Вообще в Пакистане, как и в большинстве других мусульманских стран, антисемитизм широко распространен и имеет сильную поддержку со стороны подпольных экстремистских группировок. Примером одной из них является «Лашкар-э-Тайиба» (Армия чистых). Эта запрещенная террористическая организация действует в Кашмире — территории, принадлежащей Индии, права на которую оспаривает Пакистан. Боевиков именно из этой группировки подозревают в осуществлении атаки на «Бейт ХАБАД» в Мумбаи и убийстве пятерых евреев, в том числе раввина Габриэля Хольцберга и его жены Ривки.
Теракт в Мумбаи с точки зрения ислама прокомментировал муфтий Абдул Кадир, известный исследователь и преподаватель исламской духовной академии Дарул улум исламия в городе Бинори. Муфтий заявил, что преступление, совершенное фанатиками, противоречит духу ислама. «Ислам не дозволяет нападать на места отправления религиозных культов», — пояснил Кадир.
По его мнению, те, кто стоял за этим терактом, не слишком-то сведущи в законах ислама.
«Согласно Корану, евреи имеют право жить в мире и исповедовать свою религию», — сказал он, добавив, что общее заблуждение о том, что все евреи должны быть стерты с лица земли не имеет под собой оснований.
«Евреи, не участвующие в притеснении мусульман, не должны подвергаться насилию. Большая часть пакистанцев олицетворяет евреев с Израилем, который проводит политику геноцида мусульман, и потому ненавидят их. Они понятия не имеют, что далеко не все евреи поддерживают войну, — считает муфтий. —Ислам учит уважать евреев, как и всех неязычников, но тех, кто хочет истребить мусульман, следует считать нашими врагами», — заметил муфтий.
Атака на центр ХАБАДа, по его словам, стала ответом на политику израильского и индийского правительств. «Теракты, направленные против евреев, — это реакция на действия Израиля», — сказал он.
Однако дело не только в Израиле. Пропаганда антисемитизма ведется в пакистанском обществе постоянно и целенаправленно. Немалую роль в поддержании антиеврейских настроений играет радикальная мусульманская пресса — многие издания позиционируют себя как оппозиционные более умеренной официальной точке зрения. Например газеты Ghazwa («Священная война») и Shamsheer («Меч») красочно живописуют о том, что происходит в горячих точках по всему миру, в частности в Палестине, Афганистане, Кашмире и Ираке.
Стиль подобных изданий изобилует жесткими противопоставлениями «мы-они», призванными облегчить восприятие информации читателем: мусульмане-евреи, друзья-враги, добро-зло. Таким же языком экстремистские газеты рассказывают о том, как страдают праведные мусульмане от гонений со стороны евреев, индусов, шиитов и христиан.
По мнению некоторых аналитиков, эта пропаганда представляет серьезную опасность для мусульманского общества. «Эти СМИ в тои или иной мере выражают мнение не имеющей другой возможности высказаться оппозиции. Со страниц газет эти темы уже перекочевывают в реальные политические дебаты», — считает Джан Икхан из Университета Пешавара.
Между тем, несмотря на весь этот вздор и возню вокруг евреев, среднестатистический пакистанец за всю свою жизнь не встречал ни одного из них. Увидев светского еврея, не облаченного в традиционную одежду, ни один пакистанец не догадается, кого же он на самом деле встретил
Роберт Берг