Top.Mail.Ru

Еврейская жизнь турецкого Кипра

22.07.2009

Через несколько дней после прошлогоднего теракта в Мумбаи, жертвами которого стали более 170 человек, в том числе посланники ХАБАДа, супруги Гольцберги, начальник полиции Северного Кипра пришел домой к раввину Азимову.

«Он заверил меня в том, что произошедшее в Мумбае никогда не случится здесь, — рассказывает раввин Хаим Азимов, глава Бейт-ХАБАДа города Гирне в северной части Кипра. — И я поверил ему. Здесь весьма уважительно относятся к любой религии».

Турецкая Республика Северного Кипра — самопровозглашенное в 1983 году, не признанное международным сообществом государство, расположенное в северной части острова Кипр. Северный Кипр, как независимое государство, признан только Турцией, которая, вопреки решению ООН, незаконно оккупирует эту территорию. Остальную часть острова контролирует Республика Кипр, населенная преимущественно этническими греками.

Раввин Азимов не желает вдаваться в тонкости международного статуса Северного Кипра. 26-летний посланник ХАБАДа занят тем, что помогает местным евреям, а также туристам, соблюдать еврейские традиции.

На Кипре нет организованной еврейской общины. Уцелевшие в Холокосте беженцы из Европы, вероятно, прибывшие на Кипр сразу после войны, построили на Кипре синагогу, но Азимов не знает, где она находится, а еврейское кладбище расположено в закрытой милитаризованной зоне.

Тем не менее в последнее время все больше евреев приезжают на Северный Кипр. «Эта территория только начинает открываться, — говорит Хаим Азимов. — И постепенно евреев здесь становится все больше». Израильские фирмы открывают в турецкой части острова свои филиалы, объясняет раввин. Некоторые бизнесмены проводят на острове всю рабочую неделю, а многие приезжают с семьями и остаются надолго.

Хаим Азимов прекрасно понимает трудности развития еврейской общинной жизни в таком своеобразном месте, однако в этом есть и определенные плюсы, объясняет раввин: «Мнение, что израильтяне становятся ближе к иудаизму, оказавшись заграницей, весьма актуально и здесь. Жители Тель-Авива, которые на родине никогда не зашли бы в синагогу, приходят в мой центр».

Во время шаббатней трапезы в Бейт-ХАБАДе все участники — и ортодоксальные, и светские — вместе сидят за столом. И раввина Азимова нисколько не смущает, что кто-то из гостей отвлекается на звонки по мобильному телефону.

На Кипре люди ощущают дефицит духовности, рассказывает Азимов. Значительную часть бюджета турецкой части Кипра составляет доход от многочисленных казино. В любом из них и днем, и ночью можно услышать иврит. Но после недели, проведенной за рулеточным столом, туристы начинают скучать по еврейским традициям.

«В Бейт-ХАБАД приходят самые разные люди. Среди них есть и владельцы казино, и туристы, приехавшие за развлечениями. Но философия ХАБАДа заключается в том, чтобы увидеть внутреннее сокровище, скрытое в каждом еврее. Наши двери всегда открыты, и, думаю, именно поэтому люди идут к нам», — утверждает раввин.

По словам Азимова, местное турецкое население относится к нему вполне доброжелательно: «Думаю, они уважают меня за то, что я соблюдаю и храню свою веру. Несколько турков даже заходили в Бейт-ХАБАД, чтобы получить благословение».

 

Анна Заславская

{* *}