Общество
Еврейский волкодав
Сумерки приносили Одессе налёты, убийства и ограбления...
17.08.2009
Редакция начавшего недавно выходить в Ираке на курдском языке журнала Israel-Kurd считает, что нашла эффективное решение палестино-израильского конфликта. Издание предлагает 150 тысячам израильтян — выходцам из Иракского Курдистана и их потомкам — вернуться на родину.
Представитель партии Islamist Jamaa Islamiya в региональном законодательном собрании Иракского Курдистана Зана Рустайи неодобрительно отозвалась о статье: «Не вижу смысла в подобной публикации. Курды — часть мусульманского большинства, а Курдистан — часть Ирака», — заявила она.
Хотя многие в Ираке отнеслись к публикации в Israel-Kurd скептически, некоторые считает ее признаком зарождающейся в их государстве свободы слова.
«По закону о средствах массовой информации, любой член Союза журналистов имеет право на издание ежедневной газеты или журнала», — заявил в интервью нидерландскому радио Фархад Авни, глава Союза журналистов Курдистана. Он отметил, что учредитель Israel-Kurd Дауд Багхестани не принадлежит ни к какой партии или политической группировке, поэтому его мнение можно считать непредвзятым.
62-летний Багхестани, бывший глава Комиссии по правам человека в Курдистане, уверен, что переселение израильтян курдского происхождения в Ирак позволит палестинским беженцам вернуться на родину и поможет в разрешении палестино-израильского конфликта. «Главная причина палестинской проблемы — дискриминация евреев в странах ислама, ведь около полутора миллионов израильтян являются выходцами из них или их потомками», — считает он. По словам Багхестани, если бы евреям не пришлось покидать арабские страны, палестинцы тоже не превратились бы в беженцев.
Курдские евреи — еврейская этнолингвистическая группа. До начала 1950-х годов жили в основном в Иракском Курдистане и прилегающих к нему районах. Курдские евреи часто называют себя аншей таргум («народ Таргума»). Курдские евреи говорят на нескольких диалектах восточной ветви новоарамейского языка.
В Эрец-Исраэль (главным образом в Цфате) курдские евреи стали селиться еще в 16 в., сообщает Электронная еврейская энциклопедия. Многие посланцы Эрец-Исраэль в 18–19 веках собирали пожертвования среди курдских евреев. В 19 веке в числе прибывших в Эрец-Исраэль восточных евреев были и курдские евреи. В начале 20 в. в Иерусалиме (в районе нынешнего рынка Махане-Иехуда) обосновалась община курдских евреев со своей синагогой (построена в 1908 году). Они занимались преимущественно физическим трудом; и поныне их число среди грузчиков в Иерусалиме значительно. После убийства в 1912 году в Курдистане 12 евреев алия курдских евреев усилилась.
К 1916 году в Эрец-Исраэль их насчитывалось 8560 человек. В 1920–26 годах в Эрец-Исраэль поселились 1900 курдских евреев. Антисионистская пропаганда в Ираке в конце 1920-х — начале 1930-х годов усилила новую волну репатриации. В 1935 году в страну прибыли 2,5 тысячи курдских евреев. В том же году часть их основала мошав Алрои (назван в честь Давида Алрои; ныне в пределах Кирьят-Тив‘она). Нелегальная алия курдских евреев продолжалась и позднее. В 1950–51 годах почти все евреи Иракского Курдистана репатриировались в ходе операции «Эзра и Нехемия» и поселились в основном в Иерусалиме и его округе.Артем Лукин