Общество
Еврейский волкодав
Сумерки приносили Одессе налёты, убийства и ограбления...
26.01.2011
«По пути в одну из местных деревень я увидел дом, на котором была укреплена табличка, сообщавшая, что здесь живет семья Бен-Шимоль, — рассказывает Фройнд. — Я постучался, мне открыл мужчина лет восьмидесяти. Я рассказал ему, что приехал из Израиля. Он выглядел очень взволнованным и признался мне, что является евреем по отцу». Незнакомец пригласил Фройнда в дом и показал ему фотографию своего отца, марокканского еврея, женившегося на коренной перуанке. «Я не мог поверить в то, что мне посчастливилось встретить в этой заброшенной амазонской деревне евреев. В последующие годы почти все жившие в той местности потомки евреев уехали в Израиль, где прошли гиюр», — рассказывает Фройнд.
Миссия Фройнда, репатрианта из США, состоит в поисках по всему миру скрытых евреев и их потомков. Для этого он создал организацию «Шавей Исраэль», деятельность которой заключается в укреплении связи таких людей с Израилем и со всем еврейским народом. Фройнд финансирует этот проект из собственных средств, а также привлекает многочисленных спонсоров. Организация действует во многих странах и помогает разным общинам — потомкам марранов на Пиренейском полуострове и в Южной Америке, а также различным группам в Китае, Индии и в странах Юго-Восточной Азии.
«Я чувствую себя обязанным заботиться об этих общинах. Кажется, что о них забыла история, но они сами не забыли о своих корнях. Несколько лет назад я побывал на Балеарских островах. В Пальме-де-Майорке я увидел, как люди проходят мимо какой-то стены, дотрагиваются до нее, а потом целуют свою руку. Оказалось, что эта стена — все что осталось от старинной синагоги, которая после изгнания евреев стала церковью и получила название “Гора Сион”. Среди шуэтас (так называют марранов на Балеарских островах, дословно — “свиньи”) сохранился обычай дотрагиваться до стены, а затем целовать свои пальцы. Так они демонстрируют себе и окружающим, что не забыли о своих еврейских корнях», — рассказывает Фройнд.
В течение своей многолетней деятельности Фройнд помог приобщиться к корням тысячам потомков евреев. В Иерусалиме он создал образовательное учреждение, готовящее потомков евреев со всех уголков мира к обращению в иудаизм. Это учреждение получило название «Махон Мириам» — в честь покойной бабушки Фройнда, доктора Мириам Фройнд-Розенталь. В первую очередь «Махон Мириам» помогает вернуться к своим корням многочисленным потомкам марранов из Испании, Португалии и Латинской Америки. По общему мнению, в мире в настоящий момент насчитывается несколько миллионов потомков марранов. «По всему миру живут сотни тысяч таких людей. Многие из них желают вернуться в иудаизм, однако еврейский мир как правило игнорирует их», — говорит Фройнд.
Однако, по мнению Фройнда, марраны — не единственное еврейское сообщество в испаноязычном мире. Есть еще евреи-инки, живущие в районе города Трухильо (северо-запад Перу). «Когда я прилетел в Трухильо и вышел из самолета, я, к моему глубочайшему удивлению, увидел многочисленную группу евреев-инков, которые меня встречали. Члены этой общины называют себя “бней-моше”. Они встретили меня, размахивая израильскими флагами и распевая песни на иврите, — вспоминает Фройнд. — Глава общины по имени Лухан Аквиллес привез меня в небольшую деревню в окрестностях Трухильо, где бней-моше создали своего рода киббуц. Здесь они живут все вместе, пытаются соблюдать заповеди иудаизма, построили синагогу. Когда я молился с ними в их синагоге, я на мгновение закрыл глаза и мне показалось, что я нахожусь не в Андах, а в Иудейских горах».
«Шавей Исраэль» активно действует и в Китае, где сохранилась община кайфынских евреев. «Однажды я шел по одной из центральных улиц Кайфына и заметил на двери одного из старинных домов мезузу. Я позвонил в дверь. Мне открыла очень приятная 80-летняя старушка по имени Чжао. В ее жилище я увидел множество предметов, напоминающих о еврейском происхождении: чашу для кидуша, вырезанную на стене звезду Давида, всевозможные милые рукодельные вещицы, в каждой из которых присутствовала еврейская тема. Чжао рассказала мне, что она последняя еврейка, оставшаяся на этой улице, поскольку все остальные разъехались в другие районы. Чжао рассказала и о своей внучке, недавно заинтересовавшейся еврейскими корнями и подумывающей о репатриации в Израиль». Тем же вечером Фройнд встретился с молодыми евреями, в числе которых была и внучка Чжао. Как раз эта внучка и поразила Фройнда своими словами: «Израиль — земля наших предков, земля нашей мечты. Больше всего на свете мы мечтаем об одном — вернуться туда». Фройнд содействовал тому, чтобы эти молодые люди смогли получить визы и приехать в Израиль. «После года интенсивных занятий все они прошли гиюр. Они живут в Иерусалиме, некоторые учатся в Еврейском университете».
Уже много лет назад Фройнд побывал в селе Высокое Воронежской области Российской Федерации. Там до сих пор живут субботники — русские крестьяне, предки которых около двухсот лет назад перешли в иудаизм. Многие субботники еще век назад уехали в Палестину. В числе их потомков такие известные личности, как бывший начальник Генерального штаба ЦАХАЛа Рафаэль Эйтан, бывший начальник полиции Северного округа Израиля Алик Рон и другие.
В этом селе Фройнд познакомился с пожилой еврейкой по имени Таня, вся семья которой уехала в Израиль. Таня не могла воссоединиться с родственниками, поскольку позиция израильского МИДа относительно субботников изменилась и им перестали давать иммиграционные визы. Жители Высокого рассказали, что страдают от антисемитизма со стороны своих нееврейских соседей и мечтают только об одном — репатриироваться наконец в Израиль. Вернувшись в Иерусалим, Фройнд передал коллективное письмо 20 семей субботников тогдашнему премьеру Ариэлю Шарону. Шарон принял их просьбу близко к сердцу. Все желавшие уехать в Израиль субботники смогли это сделать.
Фройнд репатриировался в Израиль более 15 лет назад из Нью-Йорка. Он работал в администрации премьер-министра Нетаниягу во время его первой каденции. Однажды в администрацию пришло письмо от членов общины бней-менаше, живущих на северо-востоке Индии. Члены общины, утверждающие, что являются потомками потерянного колена, писали подобные письма каждому израильскому премьеру, начиная с Бен-Гуриона, однако ответа никогда не получали.
После всестороннего изучения вопроса Фройнд смог добиться, чтобы 100 членов общины смогли приехать в Израиль, пройти гиюр и получить гражданство. Вскоре благодаря «Шавей Исраэль» в Индии появился образовательный центр для бней-менаше. В 2005 году главный сефардский раввин Израиля Шломо Амар признал бней-менаше потомками евреев. В течение последнего десятилетия около 1700 бней-менаше переселились в Израиль, а еще 7232 человека ожидают разрешения сделать это. Последняя большая группа бней-менаше в составе 230 человек приехала в Израиль в 2007 году. С тех пор их алия застопорилась. Фройнд — мягкий, незлобивый человек, но сейчас он рассержен. «Я не понимаю, почему эти несчастные люди должны оставаться в Индии, почему они не могут осуществить свою мечту и переселиться в Израиль? — спрашивает он. — Бней-менаше хотят быть здесь, и они имеют право быть здесь. Когда я в последний раз был в Индии, я познакомился там с супружеской парой, сын которой служит в израильской армии, ежедневно рискует жизнью. А его родителям при этом не разрешают приехать в страну и воссоединиться с сыном. Мне известно 18 подобных случаев, и они разрывают мне сердце».
Журналист издания Ynet задал Михаэлю Фройнду несколько вопросов.
— Существует мнение, что бней-менаше и представители других подобных общин стремятся приехать в Израиль прежде всего потому, что хотят жить в более благополучной и богатой стране...
— Если бы это было так, можно было бы ожидать, что после получения израильского гражданства они уедут в еще более благополучные места. Однако все они остались здесь. Приехав в Израиль, они не перестают соблюдать традиции, не снимают кипы со своих голов. Все они очень религиозны, все — настоящие сионисты. Проведенное нами исследование показало, что лишь пять процентов из них получают благотворительную помощь. Остальные сами зарабатывают на жизнь.
— Один из аргументов против алии бней-менаше состоит в том, что большинство из них избирают местом жительства еврейские поселения Иудеи и Самарии.
— Действительно, первые группы бней-менаше, прибывшие в страну и готовившиеся к гиюру, поселились на территориях за Зеленой чертой. Дело в том, что они не пользовались никакой поддержкой со стороны государства. Единственные, кто согласились их принять, — религиозные сионисты, живущие в поселениях. Те группы бней-менаше, которые прибыли позднее, были поселены на юге страны.
— Вы на самом деле уверены, что все сообщества, утверждающие о своем еврейском происхождении, имеют на это основания?
— Следует быть осторожным скептиком. Иначе появляется соблазн видеть евреев повсюду. Недавно я получил письмо от одного индейского племени из США. Авторы письма утверждали, что тоже являются потомками евреев. Представленные ими доказательства меня не убедили. Я в деликатной форме ответил, что без более достоверных свидетельств не смогу отнестись к их заявлению серьезно.
— Что вообще заставляет вас заниматься этим?
— В этом я вижу свою миссию. Мы — маленькая страна, окруженная врагами, да и во всем мире у нас не так много друзей. Не так много в мире людей, готовых встать на нашу сторону. В их числе — потомки еврейского народа. Недавнее генетическое исследование показало, что потомками евреев по прямой мужской линии являются 20 процентов населения Испании и Португалии. Из-за вековых гонений еврейский народ рассеялся по всем концам Земли. Поэтому не удивительно, что в самых отдаленных уголках земного шара мы находим все новых и новых потомков иудейского племени. Главная мечта моей жизни — дойти до каждого из них!
Роберт Берг