Общество
Еврейский волкодав
Сумерки приносили Одессе налёты, убийства и ограбления...
29.04.2011
Еврейская община Эквадора невелика — ее численность составляет около тысячи человек. В еврейском населении этой южноамериканской страны преобладают ашкеназы, однако есть немало сефардов, принявших иудаизм после нескольких столетий вынужденного пребывания в католичестве.
Говоря об эквадорских евреях, особое внимание следует уделить евреям — потомкам марранов. Марранами называют евреев, ставших жертвами насильственного крещения в средневековой Испании и Португалии, а также их потомков, тайно сохранивших приверженность иудаизму. Еврейская традиция рассматривает марранов как наиболее значительную группу анусим (в буквальном переводе с иврита «принужденные») — евреев, насильственно обращенных в иную религию.
Израильтянин Ярон Авитов, ныне живущий в Эквадоре, снял о потомках марранов два документальных фильма. Работая над картиной «Потерянное племя сефардских евреев», он выяснил, что многие старинные обычаи, сохранившиеся в Эквадоре до наших дней, имеют еврейское происхождение. В их числе — обрезание и зажигание субботних свечей. «Люди хранят дома меноры и священные писания на иврите, причем большинство уже не знают их предназначения, — говорит Авитов, — эти традиции поддерживались их предками на протяжении столетий. Многие эквадорцы открыто объявляют о своем еврейском происхождении, гордятся своими корнями и не пытаются их скрывать. Мне очень жаль этих людей, ведь раньше им приходилось вести двойную жизнь. Они были вынуждены разрываться меж двух религиий и двух культур. Полагаю, что они испытывали большие трудности с самоидентификацией. Католики считают их евреями, а евреи — католиками. Некоторые из этих людей знают об иудаизме больше, чем многие “настоящие” евреи».
Студентка юридического факультета Хава Бургос рассказывает, что тот факт, что она считает себя еврейкой и следует некоторым нормам иудаизма в повседневной жизни, отпугивает некоторых ее друзей-католиков. Кроме того, у нее нет документов, необходимых для официального подтверждения еврейства. «Чтобы официально перейти в иудаизм, нужно ехать либо в Израиль, либо в другую латиноамериканскую страну. В Эквадоре это сделать невозможно, — сокрушается девушка. — Еврейская община считает нас не евреями, а обычными эквадорцами».
Бургос принадлежит к общине, которую основал человек, называющий себя капитаном Хосе Франко. Члены общины называют его раввином, хотя официально Франко в раввины посвящен не был. Он проводит в своем доме молитвы и занятия ивритом, которые посещают приблизительно 60 человек.
36-летний Франко рассказывает, что в их доме всегда отмечались еврейские праздники. По его мнению, еврей — это человек, который живет согласно заповедям Торы. Себя и своих последователей он называет «бней-анусим».
Эквадор — государство в северо-западной части Южной Америки. Многие распространенные в Эквадоре фамилии указывают на еврейское происхождение их носителей. На рубеже ХIX-ХХ столетий (в годы массовой иммиграции восточноевропейских евреев в США и Аргентину) мало кто выбирал своим домом Эквадор. Приток евреев увеличился после того как в 1924 году Конгресс США принял так называемый Закон Джонсона, резко сокративший иммиграционные квоты для выходцев из стран Восточной Европы.
Иммиграция еще более возросла после прихода к власти нацистов в Германии. Около 2700 евреев приехали в Эквадор в период 1933-1947 годов. Евреи-иммигранты сыграли важную роль в создании в Эквадоре мебельной промышленности, розничной торговли, в развитии туризма. Успешная экономическая деятельность евреев вызвала резкое недовольство эмигрантов из Сирии, арабов-христиан, которым принадлежало большинство гостиниц и магазинов. Представители сирийской буржуазии оказали давление на власти страны, и в 1938 году парламент утвердил закон, согласно которому евреи-иммигранты, не занятые в промышленности или сельском хозяйстве, должны были покинуть страну. Евреям разрешался въезд в Эквадор лишь при условии, что они обладали суммой не менее 400 долларов, которую они должны были инвестировать в развитие промышленности или сельского хозяйства. Протесты еврейской общины привели к тому, что этот закон не соблюдался, а затем был отменен.
После Второй мировой войны в Эквадор прибыло около трех тысяч евреев-иммигрантов, в подавляющем большинстве — беженцев из Европы. Часть евреев в конце 40-х годов уехала из Эквадора в другие страны, в основном в США. В 1950 году еврейское население Эквадора составляло около четырех тысяч человек, большинство из них проживали в Кито.
В 1930–50-х годах евреи создали систему общинных, религиозных, учебных и общественных организаций. Были основаны Ассоциация еврейской благотворительности, хевра кадиша (погребальное братство), местные отделения организаций «Бнай-Брит» и «Маккаби».
На сегодняшний день численность еврейской общины Эквадора составляет около тысячи человек. Еврейская община Кито имеет общинный центр, синагогу, дом престарелых.
Полина Ковалевич