Общество
Еврейский волкодав
Сумерки приносили Одессе налёты, убийства и ограбления...
12.05.2011
Касабланка — единственный в арабском мире город, который может похвастаться собственным еврейским музеем. Экспозиция музея, открытого в 1997 году, посвящена двухтысячелетней истории еврейской общины Марокко. В числе экспонатов самые разнообразные артефакты — костюмы, предметы декоративно-прикладного искусства и даже ювелирная мастерская.
«Признаться честно, я никогда не знал о существовании евреев марокканского происхождения, — говорит школьник из Западной Сахары Сиди Ахмед, впервые посетивший музей вместе со своими одноклассниками. — Оказывается, они жили в Фесе, Мекнесе и в других марокканских городах. Теперь мы это знаем, и это здорово!»
Куратор музея Зхор Рехихил, марокканка, исповедующая ислам, подчеркивает, что такого музея не увидишь больше ни в одной арабской стране.
Сегодня еврейская община Марокко насчитывает около пяти тысяч человек. По словам Рехихил, приблизительно две тысячи из них проживают в Касабланке. «Мы проводим экскурсии для школьников, чтобы те знали, что среди марокканцев есть не только мусульмане, но и приверженцы других конфессий», — говорит она.
76-летний Симон Леви занимает должность директора музея со дня его основания. «Наша задача — как можно больше рассказать о марокканских евреях, оставивших немалый след в истории страны», — рассказывает он. Леви мечтает о том, чтобы о еврейском наследии страны было рассказано в учебниках истории: «В представлении современной марокканской молодежи еврей — это человек, уничтожающий палестинцев, а тому факту, что евреи внесли значительный вклад в развитие страны, внимания не уделяют».
История евреев Марокко началась еще в античные времена. Численность еврейского населения этой арабской страны стремительно росла с конца XV века: именно тогда в Северную Африку потянулись евреи, изгнанные из Испании и Португалии. В 40-х годах ХХ века в Марокко проживало около 250 тысяч евреев — крупнейшая община в арабском мире. После создания Государства Израиль многие евреи покинули Марокко. Вторая волна массовая эмиграции последовала после Шестидневной войны. Евреи уезжали как в Израиль, так и в США, Канаду и Францию.
Сегодня в Марокко действуют несколько синагог. В Касабланке работают две еврейские школы, которые посещают и иудеи, и мусульмане. «Цель деятельности нашего музея состоит в сохранении еврейского наследия Марокко», — говорит Зхор Рехихил. Директор музея Симон Леви выразил надежду, что благоприятный ход ближневосточных мирных переговоров сподвигнет израильтян марокканского происхождения вернуться назад. «Как только в переговорах на Ближнем Востоке появляются какие-то подвижки, некоторое количество марокканских евреев возвращается на родину», — рассказывает он. По мнению Рехихил, сам факт наличия в Марокко подобного музея свидетельствует о религиозной терпимости ее соотечественников. «Мы должны покончить с привычкой изображать мусульман, как людей, нетерпимых к представителям других религий», — убеждена она.
Несмотря на в целом доброжелательное отношение марокканцев к евреям, у входа в музея на всякий случай дежурит полицейский.Полина Ковалевич