Top.Mail.Ru

Раввин остался с бородой

05.12.2011

Раввин Менахем Штерн будет служить в армии США в качестве капеллана. Чтобы стать военным раввином, ему пришлось преодолеть целую череду судебных разбирательств. В августе 2008 года Штерна не приняли на курс капелланов, объяснив это тем, что его внешний вид не соответствует уставу армии. Дело в том, что, будучи религиозным евреем, Штерн категорически отказался сбривать бороду.

В 2009 году Штерн вроде бы получил одобрение вербовочной комиссии, однако вскоре его присягу отменили, так как студент, носящий бороду, нарушает административные правила и не может быть зачислен на курсы капелланов.

Тогда раввин обратился за помощью к сенаторам Чарльзу Шумеру, Кристен Гиллибрэнд и Джозефу Либерману. В защиту Штерна выступил институт «Алеф», структура в движении ХАБАД, оказывающая помощь еврейским военнослужащим, заключенным и их семьям. Тем не менее восстановить Штерна на службе им так и не удалось.

В декабре прошлого года раввин подал иск в федеральный суд США, в котором заявил, что речь идет о нарушении права на свободу вероисповедания, зафиксированного в Конституции. Суд встал на сторону Штерна и его снова зачислили на курс.

По словам Штерна, тот факт, что он отказался нарушить требования веры, послужит примером для его товарищей-военных: «Любой военный, еврей он или нет, будет отстаивать свою веру. Такого человека будут уважать, ему будут верить».

Штерн считает, что в американской армии не хватает еврейских капелланов. Между тем многие раввины хотели бы служить в армии, но мешает одно — борода.

Присяга Штерна состоится в пятницу в штаб-квартире института «Алеф» в Южной Флориде. По окончании курсов Штерн планирует поступить на службу в армию.

В 1976 году подобный случай произошел с раввином Митчеллом Геллером, капелланом ВВС США. Адвокат Геллера Натан Левин, ныне адвокат Штерна, рассказывает, что тогда армия была вынуждена принять Геллера таким как есть, то есть с бородой. «Если наверху считают, что все военнослужащие должны быть гладко выбриты, то пусть знают, что капелланы учат религии, и отношение к ним должно быть другим».

Газета Army Times отмечает, что армейское командование с пониманием относится к носящим бороду мусульманам и сикхам, и призвала столь же чутко относиться к еврейским военнослужащим, которые носят бороды в соответствии со своими религиозными убеждениями: «В армии США служат представители более 100 конфессий: буддисты, индуисты, мусульмане, викканы и другие. Многие из них, в соответствии с требованиями веры, обязаны ходить в специальной одежде, которая, однако, противоречит уставу американской армии. Когда сикхам разрешили не снимать тюрбаны и не сбривать бороды, сложилось впечатление, что в стране наступила новая мультикультурная эра, в которой религиозные традиции нисколько не мешают профессиональным обязанностям», — говорилось в одной из статей Army Times.

Военный капеллан армии США раввин Джейкоб Гольдштейн — один из тех, кому официально разрешено носить на службе бороду. Гольдштейн служил в Боснии, Южной Корее, Афганистане, на Кубе, участвовал в операции вооруженных сил США по вторжению в Гренаду в 1983 году. В ходе операции в Ираке в 2003 году он помогал строить сукку в резиденции Саддама Хуссейна.

В марте 2008 года армия разрешила носить бороду еще одному военному капеллану, раввину Залману Липскеру.

Многие религиозные евреи придерживаются мнения тех религиозных авторитетов, которые считают, что борода не является обязательным атрибутом соблюдающего традиции еврея. Раввин движения ХАБАД Шмуэль Фельзенберг принял решение сбрить бороду ради службы в армии после того, как поговорил со своим духовным наставником. «Мне было тяжело, но я сделал это ради того, чтобы стать солдатом», — признается он. Фельзенберг пользуется электробритвой — такой метод бритья считается приемлемым с точки зрения еврейского закона. Находясь в отпуске, он, как правило, бритвой не пользуется.

Тем не менее для большинства религиозных евреев такие компромиссы невозможны. Третий Любавичский Ребе Цемах Цедек писал, что «мужчине категорически запрещено бриться». Такого же мнения придерживается Менахем Штерн, который заявил в своем иске, что «борода — это его дань уважения святой Торе».

Полина Ковалевич

{* *}