Общество
Еврейский волкодав
Сумерки приносили Одессе налёты, убийства и ограбления...
01.06.2012
На этой неделе в США стартовал ставший уже традиционным Месячник американского еврейского наследия (Jewish American Heritage Month, JAHM). Месячник открылся приемом в Белом доме, устроенным 30 мая президентом Бараком Обамой в честь представителей еврейской общины.
Напомним, что указ о ежегодном проведении JAHM был подписан президентом Джорджем Бушем в 2006 году. Решение об этом было принято благодаря усилиям Еврейского музея Флориды и еврейской общины Южной Флориды.
Выступая перед представителями еврейской общины, президент США напомнил, что JAHM позволяет еще раз вспомнить о религиозном плюрализме, разнообразии культур и вкладе евреев в американскую светскую культуру. Значительная часть выступления Обамы была посвящена 150-й годовщине приказа генерала Улисса Гранта, который во время Войны Севера и Юга изгнал всех евреев из контролировавшегося армией южан штата Теннеси. «Это было неправильное решение. Даже учитывая то, что в 1862 году антисемитизм был очень распространен в мире, это было неправильно. Это свидетельствует об уродливом образе мыслей», — подчеркнул Обама.
В воскресенье, 3-го июня, в рамках Месячника еврейского наследия, в Нью-Йорке состоится 48-й ежегодный парад солидарности с Израилем. В параде примут участие учащиеся еврейских школ, члены еврейских спортивных клубов (в том числе еврейские байкеры на мотоциклах), сообщает Haaretz. Всего по 5-й авеню Манхэттена пройдут около 35 тысяч демонстрантов, представляющих более 200 еврейских организаций. «Нью-Йоркский парад — самое масштабное мероприятие в поддержку Израиля в глобальном масштабе. Мы хотим показать позитив, который еврейское государство привносит в мир», — отметил в интервью JTA глава оргкомитета парада Майкл Миттельман.
Демонстранты будут одеты в костюмы, символизирующие успехи израильского сельского хозяйства и технологий. Вероятно, в этом году, как и ранее, парадом в поддержку Израиля в качестве повода воспользуются антисионистски настроенные группы, в числе которых будут протестующие против израильской «оккупации» палестинских территорий, а также члены ультраортодоксальной иудейской группы «Нетурей карта», не признающей еврейское государство. Их манифестация, всегда собирающая небольшое число сторонников, прошествует с 57-й до 74-й улицы.
Число участников и зрителей парада (впервые проведенного в 1964 году) как правило зависит от двух факторов: от того, что происходит в Израиле, и от погоды. В годы, когда Израиль сталкивается с какими-либо трудностями или опасностями (как это было в 2002-м, в период второй интифады), число участников заметно возрастает. В последние годы парад становится более ортодоксальным: большинство его участников — учащиеся дневных еврейских школ штатов Нью-Йорк и Нью-Джерси. Парад организован Еврейским советом по связям с общественностью Нью-Йорка и нью-йоркским отделением организации Объединенный еврейский призыв (UJA).
«Мы горды тем, что проводим самое масштабное мероприятие в поддержку Израиля за пределами самого еврейского государства. Важнее всего то, что в этот день мы можем забыть про наши различия и продемонстрировать Израилю нашу единодушную поддержку», — отметил генеральный директор UJA Джон Раскей.
В параде примут участие мэр Нью-Йорка Майкл Блумберг, израильский министр информации и по делам диаспоры Юлий Эдельштейн, представители обеих палат Конгресса США, общественные и политические деятели.
Между тем американские интеллектуалы не прекращают дискуссий о том, каковы истоки американской культуры и что такое вообще «иудео-христианская цивилизация»? Оригинальный взгляд на эти проблемы предлагает американский композитор, профессор Университета Аризоны Дэниэл Асия. Он считает что иудейские истоки американской культуры незаслуженно замалчиваются на фоне абсолютизации культурных достижений классических Греции и Рима.
«Что бы вы сказали, открыв популярную историю классической музыки и увидев, что изложение начинается не с христианских церковных песнопений, а с иудейских нигунов? А если бы первые главы учебника по истории философии рассказывали не о Платоне с Аристотелем, а о Танахе?» — спрашивает композитор.
Асия убежден, что традиционные взгляды на культурные основы иудео-христианской цивилизации, распространенные в настоящее время, во многом ошибочны. Композитор, являющийся сотрудником Центра изучения американских идеалов и культуры Университета Аризоны, считает необходимым внести коррективы в укорененные стереотипы, сделав акцент не только на христианские, но и на иудейские корни как американской культуры, так и западной цивилизации в целом.
«Мы решаем в нашем центре маленькие задачи: как сохранить еврейский народ, западную цивилизацию, как сберечь искусство, музыку», — шутит Асия, в настоящее время находящийся в творческой командировке в Еврейском университете в Иерусалиме.
Сотрудники центра считают одной из главных своих целей «восстановление баланса» между тремя основными центрами цивилизации древности: Иерусалимом (религия, базовые еврейские тексты: Танах и Талмуд), Афинами (философия — Платон, Сократ) и Римом (изобразительное искусство и архитектура).
В настоящее время Асия занимается разработкой междисциплинарного курса, посвященного достижениям различных дисциплин — от литературы до естественных наук, сообщает The Times of Israel. «Мы стремимся предложить нашим студентам сбалансированный междисциплинарный курс, который будет включать элементы философии, музыки, истории, религии, литературы, естественных и общественных наук и искусств», — рассказывает композитор.
Идеал Асии — программа обучения, которая сможет подготовить разносторонне развитого «человека Эпохи Возрождения», который сможет стать настоящим лидером американской нации. По его мнению, сегодня, когда все большую популярность завоевывают крайне правые консерваторы из «Чайной партии», необходимо вспомнить о гуманистических идеалах, завещанных американскому народу Вашингтоном, Франклином и другими отцами-основателями.
В жизни Асии еврейская и американская идентичности играют равные роли. «Люди спрашивают меня: “Можно ли сказать, что вы пишете еврейскую музыку?” “Да, — отвечаю я, — я рос еврейской семье. “А можно ли назвать вас американским композитором?” “Безусловно. Я родился и прожил всю жизнь в США”».
Асия обратился в своем творчестве к еврейской теме еще будучи студентом. Обучаясь в Амхерст-колледже, он сочинил музыкальную пьесу «19-year-old pisher», посвященную теме Холокоста. С тех пор еврейские сюжеты занимают важное место в его творчестве.
Творчество Асии, как и других композиторов, ищущих новые формы, не отказываясь от достижений прошлого, можно охарактеризовать термином-оксюмороном «модернистская классика». Два его сочинения, «Плач» и «Удивительный молчаливый огонь», весьма непросты для восприятия и могут показаться неподготовленному слушателю какофонией. «А что такое какофония? — задает он парадоксальный вопрос. — Зайдите в синагогу во время молитвы “Амида”. Чтение молитв вразнобой тоже может показаться вам какофонией».
«В современной системе гуманитарного образования необходимо больше внимания уделять музыке, — убежден Асия, — именно она позволяет сформировать гармонично развитую личность».
Недавно особый интерес к еврейской культуре проявили и коренные американцы — члены индейского племени навахо. Индейский знахарь Джонсон Деннисон и раввин Гарри Розенфельд обсудили следующую тему: «Что делает землю священной?» Выяснилось, что еврейской культуре, как и культуре навахо, присущ челый ряд общих черт. В языке навахо даже существует оригинальный этноним для евреев, означающий в переводе: «люди, которые носят маленькие шапочки».
Николай Лебедев