Общество
Еврейский волкодав
Сумерки приносили Одессе налёты, убийства и ограбления...
03.12.2012
На минувшей неделе Конституционный суд Польши принял решение о запрете шхиты, кошерного забоя скота. Решение суда во многом носит символический характер, поскольку оно должно вступить в силу 1-го января будущего года, но в тот же день в Европейском союзе, членом которого является Польша, начинает действовать единый закон, санкционирующий забой скота без оглушения и допускающий шхиту. Таким образом решение польского суда утратит силу в тот же день и практического применения иметь не будет.
Польские защитники прав животных, тем не менее, настаивают, что в таких вопросах страна-член ЕС может попросить сделать для себя исключение. «Мы сами должны решать, хотим ли мы, чтобы закон разрешал жестокий способ умерщвления животных, который требуется по правилам кошерного забоя», — заявил представитель общественной организации «Эмпатия» Дариуш Гзира.
Тем временем Центр раввинов Европы в лице заместителя директора этой организации Арье Гольдберга призвал польское правительство найти решение, при котором шхита не будет запрещена и тем самым не будут нарушены права людей на свободу вероисповедания. «Решение, принятое польским судом, неприемлемо с этической точки зрения, — заявил Арье Гольдберг, — мы призываем польское правительство опротестовать его и обеспечить сохранение шхиты».
«Намеренно или нет, те, кто пытаются запретить евреям соблюдать свои традиции и, в частности, шхиту, напоминают еврейской общине о темных временах, — добавил Арье Гольдберг, — мы надеемся, что этот вопрос будет решен как можно скорее, поскольку запрет шхиты рассматривается как дурной знак для недавно возродившейся еврейской общины Польши».
В защиту права польских евреев на кошерный забой выступил и глава Совета раввинов Европы Менахем Марголин: «Наука доказала, что при кошерном забое животное не испытывает боль. Было проведено множество экспериментов, посвященных реакции нервной системы животного во время шихты. Они отбросили даже тень подозрения в том, что животное испытывает боль. Животное не чувствует боли, поскольку испытывает внезапный шок, после чего в мозг не поступают никакие сигналы», — заявил Марголин в послании президенту Польши Брониславу Коморовскому. Раввин также подчеркнул, что решение польского Конституционного суда «разрушает право еврейской общины на свободу вероисповедания».
Ритуальный забой скота в соответствии с иудейским и мусульманским ритуалом был разрешен в Польше в 2004 году, когда страна вступила в Евросоюз. В июне же текущего года активисты организаций, защищающих права животных, обратились в Конституционный суд с требованием запретить убой скота без предварительного оглушения. Комментируя эту ситуацию, находившийся тогда на посту министра сельского хозяйства Марек Савицкий, заявил что запрет шхиты противоречит польской конституции, гарантирующей всем гражданам свободу вероисповедания.
Польша является крупнейшим экспортером кошерного мяса в Европе. В прошлом году объем экспорта кошерного и халяльного (приготовленного по канонам ислама) мяса составил 200 миллионов евро.
Ритуальный убой скота — тема, споры вокруг которой ведутся в Европе и во всем мире уже очень давно. Одну сторону в этом споре представляют приверженцы иудаизма и ислама, другую — различные «защитники прав животных». Разумеется, речь не идет о том, что евреи являются врагами животных: иудейские религиозные законы запрещают спортивную охоту, а заповедь «Не вари козленка в молоке матери его» исполнена уважения к животному даже после его гибели. Но убедить в том, что шхита — гуманный способ умерщвления, удается, увы, далеко не всех.
В конце июня прошлого года шхита была запрещена в Нидерландах, но несколько месяцев спустя процедура была легализована вновь.
Кстати, во многих европейских странах деятельность защитников прав животных не ограничивается борьбой с ритуальным забоем. В Нидерландах, к примеру, с 1 апреля 1998 года запрещено разведение лис и шиншилл с целью получения меха, а в 2018-м должен вступить в силу закон, полностью запрещающий пушное животноводство. В Нидерландах же в 2006 году возникла первая в мире политическая Партия защиты животных.
В случае Польши проблема запрета шхиты затрагивает не только вопросы гуманного обращения с животными и свободы вероисповедания, но и проблему межэтнических отношений. Право исповедовать свою религию для евреев, которых в стране с 38-милионным населением осталось всего 6 тысяч, имеет после Второй мировой войны важное символическое значение.
Впрочем, Ицхак Коган, раввин московской синагоги на Большой Бронной, не склонен видеть в происходящем в Польше какого-то особого подтекста: «Это выступление “зеленых”, ничего более. Такое началось давно, бывало и в других странах. В таких ситуациях “зеленые” больше думают о том, как убить животное, чтобы это было лучше для его души, и совершенно не думают о душе человека».
Сын Ицхака Когана, Иосиф, тем не менее считает, что за происходящим в Польше стоят не только те, кто в любви к животных забывает о любви к человеку, но и люди, руководствующиеся несколько иными мотивами: «Все знают, насколько важна для евреев шхита. И любой специалист скажет, что кошерный забой — самый правильный. Кто не согласен, пусть посмотрит, как проводят забой “обычным” способом, когда животное бьют током, а потом парализованному, но все чувствующему, сливают кровь. Пусть посмотрят на это, а потом идут к евреям. Если бы это было от гуманности, они бы запретили любой забой — абсолютно гуманного способа умерщвления не существует. Но в течение многих и многих поколений самым гуманным забоем остается шхита».
По словам Ицхака Когана, происходящее в Польше едва ли серьезно скажется на российском рынке кошерного мяса. В настоящее время некоторое количество кошерного мяса действительно импортируется в нашу страну из Польши, но даже если эта ситуация изменится, российские евреи не будут вынуждены переходить на вегетарианское питание: «Больше будем производить кошерного мяса в России. Конечно, потребуется некоторое время на перестройку, но в возможность такая есть».
«Почти все кошерное мясо, потребляемое в России, здесь же и производится, — уточняет Иосиф Коган, — если брать только говядину, а из Польши к нам поставляется исключительно она, соотношение получается примерно 80 к 20. Так что для нас это не является препятствием. Но мы все равно волнуемся за евреев, для которых это препятствием станет — в Польше и вообще в Европе, по которой сейчас идет такая волна».
Дмитрий Ерусалимский