Кармен Вайнштейн, лидер малочисленной еврейской общины Египта, скончалась в субботу на 82-м году жизни в своем доме на острове Замалек — одном из престижных районов в центре Каира.
О кончине госпожи Вайнштейн сообщил Совет еврейской общины Египта, президентом которого она являлась.
В интервью, которые Кармен Вайнштейн давала западным СМИ, она всегда подчеркивала, что не согласна с точкой зрения, согласно которой еврейство Египта фактически находится на грани исчезновения, поскольку его численность сократилась до нескольких десятков пожилых людей (по сравнению с 80 тыс. 60 лет назад).
«Мы по-прежнему живем в Египте, что бы там кто ни говорил», — подчеркнула она в 2001 году в интервью Los Angeles Times.
Несколько лет назад группа евреев египетского происхождения, проживающих в Нью-Йорке, обратилась к еврейской общине Каира с просьбой передать им на хранение старинные артефакты и ценные книги, аргументировав это тем, что в США они будут в большей безопасности.
«Американцы проявили бестактность, намекнув, что нашей общине осталось недолго существовать», — заявила тогда Вайнштейн.
Дабы избежать расхищения реликвий еврейской общины, Вайнштейн еще в 1997 году убедила официальный Каир признать их частью национального достояния. «
Требовать, чтобы Египет передал кому-то еврейские книги и другие ценности — все равно что настаивать на сносе пирамид и храма в Луксоре — на том основании, что фараоны, видите ли, тоже вымерли», — гневно заявила тогда Вайнштейн.
Госпожа Вайнштейн неоднократно заявляла, что не испытывает никакой враждебности со стороны мусульманских соседей — даже в периоды обострения отношений Израиля с арабскими странами:
«Мы не говорим о политике, и у нас нет никаких проблем во взаимоотношениях», — заявила она агентству Associated Press во время операции «Литой свинец».
Президент Египта Мухаммед Мурси выпустил соболезнование в связи с кончиной Кармен Вайнштейн. «
Она была истинным патриотом своей страны и не покладая рук работала над сохранением культурного наследия еврейской общины Египта», — отмечается в документе.
Кармен Вайнштейн родилась в 1931 году в Александрии в ашкеназской семье выходцев из Центральной Европы. Ее отец был владельцем типографии. Она закончила школу с преподаванием на французском в Александрии, а затем изучала английский в Каирском университете. Как типичный представитель египетской элиты, госпожа Вайнштейн свободно владела французским, английским и арабским языками.
Эстер Вайнштейн, мать Кармен, скончалась шесть лет назад почти в столетнем возрасте. Ее сестра Глорис еще в молодости покинула Египет и проживает в настоящее время в Женеве. Муж Кармен Вайнштейн скончался несколько лет назад, детей у нее не было.
Переломным в истории египетских евреев стал 1952-й — год падения монархии и прихода к власти Гамаля Абделя Насера. Насер сразу взял курс на изгнание евреев из страны, который особенно активизировался после англо-франко-израильской операции на Суэцком канале в 1956 году. После войны Судного дня (1973) в Египте осталось всего несколько сотен евреев.
К середине 90-х еврейская община состояла из нескольких десятков человек, преимущественно пожилых женщин, мужьями которых были мусульмане. В 1996 году в устав Совета еврейской общины были внесены изменения, допускавшие, чтобы главой организации являлась женщина. Первой женщиной на этом посту стала мать Кармен, которую она сменила после ее смерти в 2006-м.
Заняв столь высокий и ответственный пост, госпожа Вайнштейн, не жалея сил, работала над сохранением исторического наследия евреев Египта. В частности, благодаря ее усилиям, было признано историческим памятником и сохранено каирское кладбище «Бассатин», являющееся вторым (после кладбища на Масличной горе в Иерусалиме) по древности еврейским кладбищем в мире.
По словам Магды Харун, подруги покойной, еврейская община Каира в настоящее время состоит из 21 человека, все они женщины. Примерно столько же евреев проживает в Александрии, но в их числе есть один мужчина, который выполняет функции председателя общины и духовного лидера.
Всего несколько недель назад Кармен Вайнштейн проводила в Каире пасхальный седер, на котором, помимо местной еврейской общины (в полном составе), присутствовали еврейские экспаты, которых набралось до 50 человек.