Top.Mail.Ru

Турецкие евреи молятся в тишине

14.05.2013

В истории синагоги «Неве Шалом», расположенной в районе Галата в европейской части Стамбула, было немало печальных и даже трагических страниц. В 1986 году в нее ворвались палестинские боевики, открывшие огонь по молившимся, в результате чего 22 человека погибло. В ноябре 2003-го мишенями террористов стали сразу несколько стамбульских синагог. Атака унесла 30 жизней, 146 человек были ранены.

В апреле уже текущего года стало известно, что «Аль-Каида» включила стамбульскую синагогу «Неве Шалом», наряду с американским посольством в Анкаре, в свой «черный список». Об этом стало известно благодаря изучению информации, хранившейся в конфискованных на конспиративной квартире террористов компьютерах.

«Это бремя, которое мы должны нести на себе, потому что мы евреи», — говорит габай синагоги «Неве Шалом» Сами Магрисо. Постепенно сокращающаяся 25-тысячная еврейская община Стамбула (в других городах Турции евреев уже почти не осталось) предпочитает жить тихо, не привлекая к себе внимания лишний раз. «Наверное, это несправедливо, — сетует Магрисо, — я помню времена, когда синагоги не охранялись, вход в них был свободный, как в мечети». По его словам, многие турецкие евреи сегодня боятся рассказывать посторонним о своем происхождении.

Интересно, что на протяжении веков Турция относилась к евреям скорее дружелюбно. Многие сефарды, изгнанные из Испании в конце XV века, по приглашению султана расселились в разных частях Османской империи. Евреи создали первую типографию в Турции, активно развивали международную торговлю. Мустафа Кемаль Ататюрк, создатель современного турецкого государства, пригласил в свою страну еврейских беженцев из нацистской Германии.

Положение еврейской общины обострилось после резкого ухудшения турецко-израильских отношений в результате инцидента с судном «Мави Мармара», пытавшимся прорвать блокаду сектора Газа, отмечает Ynet. В результате тех событий Турция на некоторое время выслала израильского посла, а премьер-министр Реджеп Эрдоган назвал сионизм «преступлением против человечества».

Надежда на нормализацию турецко-израильских отношений появилась только в марте текущего года, после известия о том, что Биньямин Нетаниягу принес официальные извинения за инцидент на «Мави Мармара». Турецкие лидеры приветствовали этот шаг Израиля, поскольку расценили его как собственную внешнеполитическую победу. Международное сообщество высоко оценило действия Израиля как направленные на достижение стабильности в Ближневосточном регионе.

В начале апреля Эрдоган заявил, что теперь, после восстановления отношений с Израилем, Турции приложит максимальные усилия в качестве посредника для скорейшего разрешения палестинского конфликта.

В Турции рассчитывали также, что восстановление отношений снова сделает их страну популярной среди израильских туристов. Пока значительного роста туристического трафика незаметно, но представители тревэл-агентств возлагают надежду на летние отпуска.

«Отношения восстановлены только между правительствами. Израильтяне боятся приезжать в Турцию, поскольку знают, что евреям, а в особенности гражданам еврейского государства здесь угрожает опасность, — убежден стамбульский торговец антиквариатом Эль Симантов. — Если крик муэдзина, сзывающего на молитву мусульман, транслируется через мощные динамики, то Тору в Стамбуле продолжают читать шепотом».


Татьяна Володина

{* *}