Top.Mail.Ru

Грузинско-еврейский роман

23.08.2013

Когда мы путешествуем по миру в кипах и цицитах, местные жители обычно не слишком-то балуют нас признаниями в любви к Израилю и к евреям. Ну, бывает, попадется восторженный евангелист, радостно приветствующий представителей избранного народа. Но со стороны широких народных масс хорошим вариантом следует считать равнодушие, характерное, по моему опыту, для русской глубинки: ну, жид в кипе, ну, индус в чалме — кто их разберет. Пусть себе ходят.


С совершенно уникальным явлением столкнулись мы этим летом при поездке в Грузию. То, что грузины — народ гостеприимный и радушный, мы знали и раньше. Но особенное отношение к Израилю и евреям стало приятным сюрпризом. И в Тбилиси, и далеко в горах нас постоянно приветствовали криками вроде: «Шалом!» и «Израиль — молодцы!»

К русским в Грузии отношение в целом тоже хорошее, но все же пару раз мне казалось, что наша русская речь вызывала у крепких молодых парней чуть настороженный взгляд. Услышав же, что мы из Израиля, они расплывались в улыбке и лезли обниматься. При этом ни в малейшей мере любовь к евреям не подразумевает там неприязни к арабам. Во-первых, никто особенно не вникает в наши ближневосточные дела. После того как мы обсудили с одним таксистом его взгляды на конфликт с Россией, он спросил буквально следующее:
— А правда, что у вас там, в Израиле, тоже бывают иногда какие-то неприятности? С этими, как их...
— С арабами, что ли?
— Ну да, с арабами!

А во-вторых, арабы и вообще мусульмане (иранцы, например) составляют вторую по численности (после израильтян) группу туристов, посе
щающих Грузию, где они тоже получают свою долю местного радушия. Эти два потока между собой не особенно пересекаются, так как у каждой нации — свои излюбленные маршруты. «Вы, евреи, больше любите горы, природу, — объяснял нам местный житель, — а саудовцы — первым делом в бары. Сами понимаете, у них-то там и выпить негде... А потом — в Батуми, на море».

Похоже, что грузинский воздух (или напитки?) и на гостей из мусульманских стран действует благотворно. Иначе чем объяснить, что саудовцы бросились фотографироваться с детьми в кипах и с пейсами, а компания иранцев после круга рукопожатий повторяла нам снова и снова: «Israel
and Iran friends! Big friends!» Видимо, они имели в виду народы, а не правительства...

Случаи с иранцами и саудовцами — скорее, из категории курьезов, а вот грузины к нам действительно хорошо относятся. В чем же корни этого грузинского филосемитизима? В первую очередь — в многовековой истории удачного сосуществования еврейской общины Грузии с христианским большинством. Для грузин старшего поколения «еврей» — не образ из анекдота и не ругательство, а вполне реальный сосед-приятель. История грузинской еврейской общины насчитывает больше 20 веков, и за все это время не было ни одного погрома или кровавого навета. На субботней трапезе в тбилисском Бейт-ХАБАДе замечательный раввин непременно рассказывает гостям историю общины. «Понимаете, грузины не учили комментарий Раши на Берешит, — говорит он, — и не читали, что Эсаву полагается ненавидеть Яакова. Здесь к нам никогда не испытывали ненависти».

Не обходится здесь и без сантиментов по отношению к Святой Земле, распространенных в грузинском православии. Почти каждый грузин, с которым случалось поговорить, выражал мечту побывать в Иерусалиме. Особенно — в грузинском монастыре Креста, где похоронен Шота Руставели. О других местах в Израиле представление у собеседников было, как правило, более смутным.

Наверное, и экономика тоже имеет значение. В последние два года в Грузию хлынул поток туристов из Израиля, ставший неплохим источником пропитания для множества местных жителей.

Еще один положительный фактор, которому нет у меня простого объяснения: среди израильских туристов в Грузии большинство тех, с кем пришлось общаться, сразу располагают к себе. Сами знаете, израильский турист разный бывает. И не всегда оставляет о себе доброе имя. А вот тут, а особенно в горах, — ну, просто с каждым было приятно перекинуться словечком.

Особое удовольствие доставил Шаббат в уже упомянутом тбилисском Бейт-ХАБАДе. Греет сердце, что евреи, даже забравшись в далекую страну, испытывают потребность в субботу собраться вместе. Чуть ли не 100 человек сидело за столом, туристы из всех уголков Израиля, религиозные и светские, молодые и постарше — короче, наслаждение.

Еврейская жизнь в Грузии, благодаря израильским туристам, сейчас возрождается заново. Большинство грузинских евреев уже давно в Израиле, немало их в Европе и в России. Единицы оставшихся поддерживали существование синагоги, но, например, кошерная шхита, которая давно прекратилась, была возобновлена только пару лет назад. А кошерного вина и сейчас днем с огнем не сыщешь, и это в стране, где вино течет рекой. Спасибо нашему доброму ангелу Элиягу, грузинскому еврею, который всячески помогал нам в путешествии. Дома он делает отменные вино и чачу, а иначе и грузинского вина не попробовали бы...

Получившуюся у меня несколько лубочную картинку следует рассматривать в ретроспективе того, что Грузия в 90-е годы побывала, можно сказать, в средневековье, если не в каменном веке, пройдя через разруху, голод, бандитизм и несколько войн. И до сих пор большая часть грузин живет довольно бедно. Но если тот расцвет, который мы увидели, продолжится, то скоро у Израиля будет не только верный, но и успешный друг.

{* *}