Общество
Еврейский волкодав
Сумерки приносили Одессе налёты, убийства и ограбления...
01.04.2014
«В самом ли деле евреи контролируют Америку?» — статья под таким заголовком вышла в 2009 году в одной из ведущих китайских газет. Всевозможные слухи и домыслы об особых достижениях еврейского народа (например, что «вся Америка у евреев в кармане») регулярно выплескиваются на страницы местной прессы. В другой стране подобные материалы, возможно, сочли бы антисемитскими, но в Китае, где евреев рассматривают как образец для подражания, повышенный интерес к ним можно трактовать как комплимент.
В любом китайском книжном магазине можно найти популярные книги по самосовершенствованию, основанные на еврейском опыте; большинство из них представляют собой практическое руководство для тех, кто хочет разбогатеть. Жители Поднебесной убеждены, что у евреев и китайцев много общего: и те, и другие имеют обширные диаспоры, расселенные по всему миру, и с особым трепетом относятся к семье, традициям и воспитанию.
«В Нанкине я познакомилась с профессором Сюй Синем, главой Института изучения Израиля и евреев в местном университете. Как рассказал 65-летний профессор, многие китайцы полагают, что евреи “умные, богатые и очень способные”», — пишет обозреватель издания Tablet Кларисса Себаг-Монтефиоре. Буквально перед поездкой журналистки в Нанкин в заголовки международной прессы попал китайский магнат Чэнь Гуанбяо, заявивший о своем желании приобрести газеты New York Times и Wall Street Journal. В телеинтервью он объяснил, что будет идеальным газетным магнатом, поскольку «прекрасно умеет работать с евреями», которые, по его мнению, контролируют все мировые СМИ.
Представление о евреях у большинства соотечественников Чэня основывается на слухах и стереотипах, а не на объективной информации. Профессор Сюй Синь, основоположник научной иудаики в Китае, надеется изменить сложившуюся ситуацию. По его инициативе в 1992 году был создан Институт еврейских исследований Нанкинского университета — первое научное учреждение подобного рода в Китае. К настоящему моменту в стране работает уже несколько подобных центров, многие из них учреждены бывшими учениками Сюй Синя. Нанкинский центр предлагает студентам изучать еврейскую историю от древности до наших дней, Талмуд и раввинистическую литературу.
Помещения исследовательского центра украшены старыми фотографиями Иерусалима. На книжных полках можно найти китайские переводы «Пасхальной агады», а также собственные труды Сюй Синя, включая его популярную работу «История еврейской культуры». В стеклянной витрине выставлены кипы, меноры и шофары.
Исследовательский центр финансируется преимущественно еврейскими спонсорами из Америки, которые заинтересованы в том, чтобы китайцы получали более сбалансированную и объективную информацию о еврейском народе и иудаизме. «Ненависть и нетерпимость развиваются на почве невежества», — убеждена исполнительный директор Китайской ассоциации иудаики Беверли Френд.
Сюй Синь познакомился с Беверли Френд в середине 1980-х, когда ее муж Джим преподавал английский язык в Нанкинском университете. В 1986-м китайский профессор впервые поехал в Америку и остановился у Беверли и Джима в Чикаго. Поездка убедила его в том, что Китаю есть чему поучиться у Запада, в особенности у евреев.
Это убеждение основывалось на китайской истории последних десятилетий. В юности, во времена Культурной революции, Сюй, как и многие его ровесники, был хунвэйбином. Отряды хунвэйбинов отличались крайним пренебрежением к традиционной культуре и неуважением к правам личности. Впоследствии их деятельность была резко осуждена не только мировой общественностью, но и на родине. «Я принимал участие в Культурной революции. Мы осуществляли так называемый “Большой скачок”, — рассказывает профессор. Однако курс Мао Цзедуна на ускоренную индустриализацию привел к голоду, жертвами которого стали 30 миллионов человек. Мы поняли, что наше общество развивается в неправильном направлении и нам нужны новые идеи».
В 80-х, когда Китай стал открываться Западу, Сюй Синь начал читать западную литературу, запрещенную в годы правления Мао. Вскоре он осознал, что все его любимые авторы — Джером Сэлинджер, Сол Беллоу, Филип Рот — евреи (в настоящее время многие их книги переведены на китайский и изучаются в вузах). Когда в моду вошла психология, Сюй Синь стал штудировать Фрейда. С большим вниманием он прочитал также мемуары Генри Киссинджера, давшего старт нормализации американо-китайских отношений. «Этот еврейский беженец из Германии сделал столь блестящую карьеру, что через несколько десятилетий после приезда в США стал госсекретарем. Как же ему это удалось?» — спрашивает Сюй Синь.
Поиски ответа на этот вопрос стали для него в каком-то смысле делом жизни. После двух лет пребывания в Соединенных Штатах и ознакомительной поездки в Израиль в 1988 году Сюй Синь вернулся на родину, убежденный в том, что у евреев можно многое позаимствовать в деле строительства нового Китая.
В 1992 году, когда между Израилем и Китаем были установлены дипломатические отношения, он основал свой Институт еврейских исследований. Хотя у самого Сюй Синя было ощущение, что он открыл своим соотечественникам нечто прежде неизвестное, евреев с Китаем связывала давняя история. Первые евреи появились в Поднебесной около тысячи лет назад. Это были купцы, ведшие торговлю на Великом шелковом пути. В середине XIX столетия, после опиумных войн, в британском сеттльменте в Шанхае поселились еврейские торговцы из Ирака. В начале XX века в Харбине и некоторых других городах Северного Китая обосновалась многочисленная колония российских подданных, в том числе еврейского происхождения. В период Холокоста тысячи европейских евреев обрели в Китае тихую гавань; правда, после окончания войны почти все они эмигрировали в США, Австралию и Израиль.
Евреи занимали видные посты в коммунистическом Китае. Так, американец Сидней Риттенберг работал в информационной службе государственного агентства «Синьхуа», а уроженец Варшавы Исраэль Эпштейн был главным редактором журнала «Китай на стройке», выходившего на английском, немецком, французском, испанском, арабском и русском языках.
Хотя китайские бизнесмены в последние годы начали активно инвестировать в израильскую экономику, отношения двух стран пока нельзя назвать особенно тесными.
«На Ближнем Востоке было много войн, однако Израиль продолжает существовать. И я захотел узнать, почему так произошло, — рассказывает студент Нанкинского университета Лю Наньянь, который пишет диссертацию, посвященную еврейским корням раннего христианства. — Вы знаете, сколько было нобелевских лауреатов среди китайских ученых?» Вопрос риторический, ответа на него Лю не ждет, пишет Кларисса Себаг-Монтефиоре. До сих пор ни один ученый из Китая не удостоился этой награды, и китайцы давно стремятся изменить ситуацию. «Евреев в мире почти в 100 раз меньше, чем китайцев, и при этом они получили около 20 процентов всех Нобелевских премий. Когда мы поймем, как еврейскому народу это удалось, мы, возможно, сможем повторить его успех», — надеется Лю Наньянь.
О распространенном среди китайцев мнении, что евреи якобы контролируют весь мир, Лю говорит, что «это просто глупая шутка». Профессор Сюй Синь более сдержан в оценках: «Стереотипам часто придается слишком большое значение. Однако в Китае, несмотря на некоторые заголовки, евреев воспринимают позитивно. И если бы евреи ничего не добились, китайцы, разумеется, не стали бы ими интересоваться».
Роберт Берг