Общество
Еврейский волкодав
Сумерки приносили Одессе налёты, убийства и ограбления...
20.05.2014
На этой неделе в Израиль c двухдневным визитом прибудет папа Франциск I. Понтифика будут сопровождать его друзья из Аргентины — раввин Авраам Скорка и имам Омар Аббуд. По словам папы, поездка на Святую землю планируется «под знаком надежды и мира». Еще в феврале, принимая в Ватикане делегацию Американского еврейского комитета, Франциск I заявил, что в своей деятельности стремится активно развивать межконфессиональные связи.
Главный раввин Рима Рикардо ди Сеньи относится к предстоящему визиту понтифика с «осторожным оптимизмом», отмечая, что «межконфессиональный диалог — это очень деликатный вопрос, к которому следует подходить с максимальной осторожностью», пишет итальянский корреспондент Haaretz Анна Момильяно.
В отличие от многих стран Европы, в Италии отсутствует пост «общенационального» главного раввина, и в таком качестве нередко выступает главный раввин Рима. Ди Сеньи уже несколько раз встречался с папой Франциском. «Есть много важных проблем, которые католикам и евреям необходимо обсуждать совместно, — сказал раввин в интервью Haaretz. — Однако обсуждение это должно в первую очередь содействовать развитию добрососедских отношений двух конфессий. Если же говорить о теологии, то здесь нам обсуждать нечего».
Межконфессиональный диалог — понятие многозначное, подчеркнул раввин. Под этим термином можно понимать как секулярное по сути обсуждение совместной борьбы против антисемитизма или политики Ватикана в период нацизма, так и дискуссии на сугубо религиозные темы: например, как церковь относится к тому, что евреи не принимают Иисуса в качестве мессии.
Предыдущий глава Римско-католической церкви Бенедикт XVI отличался довольно консервативными взглядами и не приветствовал расширение межконфессионального диалога в сторону обсуждения доктрины, подчеркивает Момильяно. Однако его преемник известен более прогрессивным подходом к этой проблеме. Франциск неоднократно заявлял, что диалог между христианами и евреями должен иметь «теологическое основание» и выходить за рамки «ритуальных уверений во взаимоуважении».
Кардинал Курт Кох, возглавляющий комиссию Ватикана по связям с представителями иудаизма, в свою очередь, заявил несколько месяцев назад, что «расширение теологического диалога представляется ему важнейшей задачей на будущее».
С еврейской стороны тоже есть сторонники расширения диалога в сторону собственно теологических вопросов. Подобной позиции придерживается, в частности, раввин Дэвид Розен, отвечающий за межрелигиозные связи в Американском еврейском комитете.
Недавно итальянская еврейская газета Pagine Ebraiche опубликовала результаты опроса ведущих раввинов страны, посвященного тому, чего они ждут от действующего папы. Почти все заявили, что надеются на развитие добрососедских отношений, но не на обсуждение доктринальных вопросов. Лишь главный раввин Милана Альфонсо Арбиб ожидает, что при новом понтифике католическая церковь откажется от догмата о том, что «Новый завет заместил собой Ветхий и поэтому евреи должны креститься». Раввин надеется, что Ватикан официально примет концепцию сосуществования католиков и евреев без стремления обратить последних в христианство.
Большинство итальянских раввинов сходятся во мнении, что дискуссия с христианами на сугубо религиозные темы нежелательна. Лишь некоторые из них поддерживают такой диалог, но и они считают, что вестись он должен без лишней шумихи. Haaretz побеседовала с двумя раввинами, которые придерживаются такой позиции (оба пожелали остаться неназванными). По их мнению, совместное с католиками обсуждение некоторых галахических вопросов необходимо — в частности, для того чтобы доказать, что Иисус не отвергал еврейские заповеди, а тщательно соблюдал их. Однако собеседники издания отмечают, что всякий раз, когда подобные темы обсуждаются в еврейских кругах, это вызывает в лучшем случае недоумение, а то и явное неодобрение христианской стороны.
Межконфессиональный диалог католиков и иудеев начал активно развиваться лишь в последние десятилетия. Знаковым событием в этом процессе стал визит папы Иоанна Павла II в главную синагогу Рима — первое в истории посещение понтификом иудейского молитвенного дома. Однако активное взаимодействие раввинов с Ватиканом, сделавшее возможным этот визит, началось несколькими годами ранее. Основу для него заложили в начале 1980-х тогдашний главный раввин Милана Джузеппе Ларас и ныне покойный миланский архиепископ кардинал Карло Мария Мартини. Оба были известны как выдающиеся теологи и люди довольно либеральных взглядов, готовые обсуждать в том числе щекотливые богословские темы.
В настоящее время взаимоотношения итальянских евреев и Ватикана носят менее радужный характер, чем 30 лет назад. Так, к примеру, обеспокоенность в еврейской среде вызвали некоторые решения Бенедикта XVI, в частности, возвращение в текст пасхальной мессы молитвы об обращении евреев в 2009 году. Это действие заставило выступить с протестом даже тех раввинов, кто был ориентирован на поддержание связей с Ватиканом. Раввин Венеции Элиа Ричетти обвинил папу в том, что тот «отбросил межконфессиональный диалог на 50 лет назад». Любопытно, что свой протест он опубликовал в журнале Popoli, издаваемом орденом иезуитов, к которому принадлежал и архиепископ Мартини. И хотя раввин заявил, что диалог между Ватиканом и итальянскими раввинами будет приостановлен, ходили слухи, что неофициальные связи сохранились и осуществлялись через тогда еще здравствовавшего Мартини.
Инцидент был исчерпан (правда, лишь частично) в 2010 году, когда ди Сеньи пригласил Бенедикта XVI посетить римскую синагогу. Главный раввин Рима убежден, что пока католики не совершают реальных попыток обратить евреев в католическую веру, читаемая ими молитва не является серьезным препятствием для диалога. Однако многие раввины критически отнеслись к шагу ди Сеньи.
В результате проводившейся папой Бенедиктом политики те евреи, которые с самого начала скептически относились к идее расширения межконфессионального диалога, утвердились в своем мнении, а их оппоненты засомневались. Теперь же ситуация может коренным образом измениться.
Нынешний папа пока не делал пространных заявлений относительного теологического аспекта взаимоотношений с евреями, однако надежду на расширение диалога вселяет тот факт, что Франциск — иезуит и покойный Мартини поддерживал его кандидатуру на конклаве 2005 года. Таким образом, есть основания полагать, что действующий понтифик продолжит линию Иоанна Павла II, а не Бенедикта XVI, заключает обозреватель Haaretz Анна Момильяно.
Николай Лебедев