Общество
Еврейский волкодав
Сумерки приносили Одессе налёты, убийства и ограбления...
01.10.2014
Уроженка Индии Рохи Дасгупта раньше никогда не удивлялась, видя на полках книжных магазинов Дели и других городов своей родной страны книгу Гитлера Mein Kampf — политический манифест нацизма. Лишь после возвращения домой из Великобритании, где она на протяжении нескольких лет изучала антропологию и еврейскую историю, Рохи задумалась над тем, что нацистская литература делает в свободной продаже.
«Тот факт, что книга Гитлера и “Дневник” Анны Франк продаются на одной книжной полке, ярко демонстрирует невежество нашего населения», — говорит Дасгупта, ныне профессор Центра европейских исследований O.P. Jindal Global University, расположенного в городе Сонипат на севере Индии.
Mein Kampf в Индии можно приобрести без труда, отмечает The Jerusalem Post. Книга продается, например, в магазине крупнейшей национальной книготорговой сети Crosswords, расположенном в новом и отвечающем всем западным стандартам торговом центре в городе Удайпур. В Дели же сочинение нацистского фюрера продается и в фешенебельных моллах и в жалких лавках на окраинах.
По словам менеджера делийского книжного магазина Bahrisons Митилеша Сингха, в месяц они продают не менее 10 экземпляров этой книги, причем покупателями являются представители всех социальных слоев.
Несложно понять, что отношение к Гитлеру в Индии значительно отличается от западного. Поскольку Индия была слабо затронута Второй мировой войной, к нацизму здесь относятся гораздо менее болезненно, чем к спорным вопросам собственной национальной истории. Например, несколько недель назад был запрещен выход на экраны фильма, в котором героями представлены сикхские сепаратисты, работавшие телохранителями Индиры Ганди и устроившие покушение на нее в 1984 году.
Доктор Дасгупта видит причину этого парадокса в том, что индийцы не склонны воспринимать глобальные исторические события с тем же вниманием, что события своей национальной истории. Так, события Второй мировой войны изучаются в индийских школах весьма поверхностно, а о Холокосте лишь вкратце упоминается. «Приступив к изучению истории восточноевропейских евреев и Холокоста в британском университете, я обнаружила, что почти не обладаю никакими базовыми знаниями по этой теме», — признается она.
По мнению представительницы некогда многочисленной еврейской общины Калькутты Яэль Силлиман, неосведомленность в вопросах истории Второй мировой войны и Холокоста приводит к тому, что индийцы в массе своей не воспринимают Гитлера как кровавого тирана. Многие даже пытаются найти в его деятельности положительные стороны. «В Индии распространено отношение к Гитлеру как к патриоту своей страны, пытавшемуся восстановить ее былое могущество после поражения в Первой мировой, — отмечает она. — Но подобный подход не имеет ничего общего с антисемитизмом».
Терпимое отношение индийцев к Гитлеру и нацизму удивляет многих западных экспатов. Филипп Франц из Мюнхена в качестве студента по обмену изучает право в O.P. Jindal Global University в течение текущего семестра. Индийцы, с которыми ему приходилось беседовать, говорили ему, что им нравится то, как Гитлер управлял своей страной. Для гражданина Германии, где публикации Mein Kampf строго запрещены, а за отрицание Холокоста можно угодить за решетку, подобное отношение кажется довольно странным.
При этом, по мнению Силлиман и Франца, в положительном отношении индийцев к Гитлеру не стоит видеть проявление антисемитизма. «Антисемитизм вообще в Индии явление весьма редкое, — подчеркивает Силлиман. — Даже когда местные левые выступают с критикой израильской политики, в их словах сложно увидеть проявление юдофобии». В то же время популярность Mein Kampf может привести к росту индусского национализма, что рискует вылиться в преследования местного мусульманского населения, отмечает она.
Роберт Берг