Теодор Байкель: Даю всем сто очков вперед!

12.04.2001

Теодор Байкель

Актер и певец, который лучше всех сыграл Тевье-молочника, возвращается. И Тевье возвращается вместе с ним — никаких возрастных ограничений!

"Fiddler for ever?" — это значит "Скрипач" навсегда?...

Теодор Байкель возвращается в своей роли Тевье-молочника в знаменитой бродвейской пьесе "Скрипач на крыше". Это вечная роль для (по-видимому) действительно нестареющего актера.

В возрасте 76 лет Теодор Байкель вновь и по-новому играет Тевье, любимую главную роль в спектакле "Скрипач на крыше" по Шолом Алейхему на музыку Джерри Бока, уже в 1.600 -ый раз. Почему?

"Прежде всего, возраст это не главное, — говорит Байкель, также являющийся певцом, автором песен и политическим активистом, — Я совершенно его чувствую — можете сказать, что я сознательно игнорирую течение времени".

Тевье сам по себе — как персонаж и человек "остается нестареющей ролью — постоянной. Я просто люблю эту роль и я был восхищен, когда они попросили меня продолжать играть ее". Открытый Вторник — это ряд представлений Индианаполисского Бродвея в театре Murat. "Скрипач на крыше" это мюзикл, основанный на историях из книг местечкового писателя, сделавшего своего героя мировой фигурой — о бедном еврейском продавце молока в царской России, который борется за сохранение своей семьи перед лицом меняющегося мира.

С англоязычными диалогами Джозефа Стейна, музыкой Джери Бока, и либретто Шелдон Харник это стало самым любимым мюзиклом на все времена. Не только в Соединенных Штатах, где премьера состоялась в 1964 году или в Восточной Европе, где предполагалось, что это будет популярным, но этот мюзикл был переведен более чем на 15 языков и имел успех в 30 странах мира, включая Японию.

Байкель стал актером, которого не просто "ассоциируют", а откровенно путают с его героем! Ведь даже при том, что он не играл эту роль ни на Бродвее, ни в кинофильме, он — еврейский мудрец, сошедший со страниц Шолом Алейхема. На Бродвее ее играл Зеро Мостель, позднее — Гершель Бернарди. Лютер Адлер открыл первый сезон пьесы и потом Байкель сменил его в этой роли в 1967 году. Ни к кому из этих первоклассных актеров роль не "приклеилась" так, как к нему... Что теперь делать?

В кинофильме эту роль играл израильский актер по фамилии Тополь, он же играл ее и в 25-м театральном сезоне в 1990 году. Байкель так же сыграл небольшую роль лишь в 30-м по счету сезоне, который проходил в Clowes Hall в 1995 году, в серии Бродвейских спектаклей, организованных Индианаполисской компанией Боба Янга. Так почему же актер, который не положил ни жизнь, ни карьеру, не убил кучу времени и сил на эту роль, оказался самым "настоящим" Тевье — и дает сто очков вперед коллегам?

Вопрос правомерен.

Дело зависит от "воротил шоу-бизнеса", как всегда в этом мире. Их называют продюсерами, они считают деньги и конвертируют в доллары любую художественную ценность — это не хорошо и не плохо, это факт. Президент "Sunset Attractions of Indianapolis" Янг, уже однажды имевший дело с Байкелем и "Скрипачом" как главный продюсер сезона в сотрудничестве с "Nederlander Producing Organization of America" — то Янг сохранил за собой права на "Скрипача на крыше". Янг говорит мало — из него удалось выудить всего несколько общих фраз о Тевье-молочнике. Но именно он сделал еврейскому миру этот подарок...

Так почему?

"Во-первых, потому что авторы хотели, чтобы мы сделали это. Пришло время вернуться "Скрипачу" в Нью-Йорке", — сказал Янг.

"Во-вторых, мы пробуем делать это каждые пять лет. Даже при том, что последний сезон проходил в 30 городах, мы не смогли включить более 20 городов. Бостон, Кливленд, Западное побережье тоже хотели бы видеть нас у себя.

И, в-третьих, на Индианаполисском Бродвее — не путать с Нью-Йорком, сейчас управляемым SFX Theatrical, они хотели бы видеть залы для выставок.

Что касается Байкеля, — он лучший в этой роли. Он здоров и он великолепен. Когда вы на него смотрите, вы видите, сколько в нем энергии".

Байкель родился в 1924 году в Вене и, после, когда ему было 14 лет, переехал с родителями в Палестину — там как раз в это время было создано государство Израиль. Он стал американским гражданином в 1961 году. Байкель начал играть в Театре Хабима — самом авторитетном театре Израиля, был соучредителем Израильского Коммерческого Театра, правда, все это продолжалось недолго — до его переезда в Лондон в возрасте 22 лет, где он начал обучаться в Королевской Академии Драматических Искусств.

Однажды он попался на глаза тамошней знаменитости — Сэру Лоуренсу Оливье, и тот предложил ему роль Митча в картине "Трамвай — желание". Это привлекло к нему внимание режиссера Джона Хьюстона, который пригласил его сняться в фильме "Африканская королева" с Хэмфри Богартом и Кэтрин Хэпберн. Он играл старшего офицера немецкой канонерки, который осудил Богарта и Хэпберн за нападение на военный корабль с ручными гранатами.

И вся карьера? Нет, только первый ее эскиз!