Top.Mail.Ru

Интервью

Иосиф Малкин

«Нужно уметь любить других»

28.11.2014

Иосиф Малкин — известный иерусалимский психолог. Родился в Ленинграде, жил во Франции и в Канаде. После окончания иешивы и университета переехал в Израиль и уже 14 лет живет в Бейтар-Илите. Как признается сам Иосиф, основной свой опыт в психологии он приобрел именно в Израиле.

Реб Иосиф, существует ли какая-то особенная еврейская психология?

—Я так не думаю. Знаю, что некоторые авторы публикуют работы по так называемой еврейской психологии, но я этого не понимаю. Есть теоретические схемы познания души человека, но они не имеют отношения к практике. А психология вышла именно из практики, а не из теории. Нужно говорить не о еврейской или еще какой-либо психологии, а о той, которая работает, которая помогает. Это очень серьезная проблема, потому что психологию нельзя назвать наукой в прямом смысле слова.

Удивительно слышать такие слова от психолога. Думаю, многие с вами не согласятся.

—Разумеется. Окей, чтобы никому не было обидно, если это и наука, то, к сожалению, неэффективная. Очень тяжело работать в этой области. У моей профессии, с моей точки зрения, плохая репутация.

Почему? Люди не получают той помощи, в которой нуждаются?

—Да, быть эффективным психологом — огромный труд. Это отдельная тема — как мы работаем и совершенствуемся.

Что важнее: научные знания, интуиция, практический опыт?

—Важно иметь базовые знания, но решающий фактор успеха все же практика. Одно дело — знать, что написано в книгах, другое — живое соприкосновение с человеческими проблемами. Правильное общение — это главная наука.

Как психолог помогите мне разобраться в ситуации. Я приехала в Бейтар из Хайфы, где выслушала от друзей и знакомых все, что они думают о тех, кто здесь живет. «Бездельники, сидят на шее у государства» — и это еще не самые хлесткие слова в адрес религиозного населения. А я вижу совсем другое: люди тяжело работают, воспитывают детей, помогают друг другу. Где правда?

—Не работать — не путь Торы, не путь еврейства. В основном мы все работаем. Отдельный пласт культуры — изучение Торы. Это движение началось в Израиле, не в Европе. Тому есть серьезные причины, которые не понимают люди, спешащие осудить. После Второй мировой войны мир Торы был абсолютно разрушен, и раввины хотели восстановить его. Если мужчина не работал, а изучал Тору, то до трагических событий в Европе это было внутренним делом семьи. Например, тесть мог содержать зятя, пока тот два-три года после свадьбы учился. Но ситуация, когда так начали поступать многие именно для того, чтобы восстановить Тору, стала новшеством после войны. Это во-первых. Во-вторых, сразу после образования Израиль был намного более секулярным государством, чем сегодня. Я бы сказал, агрессивно-секулярным. Особенно тяжело соблюдающему человеку приходилось в армии, где ничего не было для него приспособлено. Вполне объяснимо, что религиозные люди не хотели попадать в такую армию. Сегодняшняя израильская армия намного более приспособлена, и государство позитивно относится к религии. На счастье, ушел в прошлое марксизм. А тогда, после войны, левые движения были очень сильны. Во многих киббуцах жили убежденные марксисты, у них в домах висели портреты Сталина. Сейчас такое даже представить трудно. Но за годы существования Израиля движение, которое начинало с борьбы за возвращение к Торе, переросло в целый пласт культуры. Большинство, конечно, работает. Осталась лишь небольшая прослойка людей, которые только учатся. Но у них работают жены. У нас очень сильна взаимопомощь — никакого сравнения с тем, как живет светское общество. В нашем кругу нет стандарта «наслаждений».

Именно об этом я и хотела спросить. Ведь современный мир настраивает людей на развлечения: работай, покупай, путешествуй... Интернет, социальные сети... Сегодня что-то приобрел завтра это «что-то» выпустят еще лучше, и так до бесконечности.

—Да, колоссальный бюджет уходит на развлечения. В религиозном обществе такой подход не поощряется, разве что в той мере, в какой это необходимо для развития детей. С одной стороны, это общество более скромное, с развитой взаимопомощью, но с другой — и с огромной взаимозависимостью. Думаю, что общественное мнение здесь имеет большое значение для человека. Поэтому ваши друзья из Хайфы вряд ли бы захотели жить в Бейтаре.

Но что здесь плохого: светскому человеку не нравится жить в Бейтаре, а религиозному — комфортно? Это повод для неприязни, для взаимных обвинений? В чем причина раскола в обществе?

—Такая ситуация характерна именно для Израиля, где каждый имеет свое особое мнение. Посыл религиозных евреев: «Мы правильно живем, вы — неправильно».

Но точно так же и светские рассуждают.

—Мне кажется, это уже давно не вопрос религии, а вопрос борьбы общества за свой образ жизни. Каждый защищается и атакует другого.

Вы видите путь преодоления этих разногласий?

—Знаете, в СССР все время говорили про идеологию — марксистскую, коммунистическую, социалистическую. Какую бы систему ни придумывали, ничего по-настоящему не работало, потому что никому не приходило в голову обратиться к тому, что нужно любить людей. Когда есть движение, посыл «любить людей», это работает и помогает. А если просто стараться изобрести идеальный способ жизни или идеальную систему, она обязательно будет кого-то подавлять. Когда в Израиле евреи встречаются друг с другом просто как люди, им есть за что любить друг друга.

— Вот интересно, за что?

—Хотите пример? Пожалуйста. Я раньше часто добирался на работу из Бейтара через Гило (иерусалимский район — Прим. ред.). Автобус оттуда идет в центр Иерусалима, и ездят на нем самые разные люди, в том числе и девочки, одетые по-израильски, то есть малоодетые. Я обратил внимание, что многие из них утром читают Тегилим или молятся Шахарит. Если бы я не видел этого своими глазами, никогда бы не поверил, что девочки с таким обликом по утрам молятся.

То есть все не так однозначно, как кажется?

— Конечно. Если есть отношение просто к человеку, а не к тому, как он голосует или как он одет, тогда находится много хорошего, что можно полюбить в другом. И в этом была изначальная идея хасидизма — уметь любить другого. На этом построен иудаизм. А если человек воспринимает религиозность как систему правил, то он обязательно будет кого-то отвергать. Думаю, это желание и инстинкт чувствовать себя праведным. Есть люди, у которых такой инстинкт больше выражается в религии. Не то, чтобы, не дай Б-г, вся религия у них — выражение инстинкта, но большая ее часть. На мой взгляд, если человек не работает над собой, не осознает, что он делает, то религия для него — всего лишь возможность ощущать себя праведным. И тогда получается, что «если я праведный, значит, я лучше кого-то другого».

Возможно, такое поведение и вызывает ответный негатив.

—К сожалению, да. В то же время в нашем либеральном светском обществе сейчас делается акцент на то, чтобы нормально воспринимать другого человека с его особенностями. Мне кажется, что как идея это очень хорошо.

Жаль только, что такая идея не внедряется в жизнь на уровне государства. Там же, в Хайфе, я услышала от знакомой, что она недополучает пособие на детей из-за многодетных религиозных семей.

—В Израиле вся жизнь очень политизирована. Думаю, что подобные разговоры тоже вызваны всякими политическими махинациями. Это игра на инстинктах — найти врага. Этакий внутренний антисемитизм. Очень легко убедить человека в том, что ему плохо из-за другого. Но со временем все проясняется. Несколько лет назад в Кнессете получили 15 мандатов члены антирелигиозной партии. К следующим выборам этой партии уже не было. Жизнь показала, что никаких реальных проблем они не решили, что все проблемы были придуманы к выборам, чтобы манипулировать сознанием людей. Если бы они могли что-то дать обществу, то партия существовала бы, выражала бы мнение своих избирателей и предлагала бы путь имплементации своих реформ. Но это был «мыльный пузырь». Всегда можно найти врага, всячески ругать его, обвинять во всех бедах и на этом набрать партию.
А потом что? Пустота! Это изначально была неумная идея.

Если уж мы заговорили о многодетных семьях, хочу задать вам женский вопрос. Как женщины психологически выдерживают эту нагрузку: дети, дом, работа, а часто и нехватка средств?

—Я уже говорил, что в религиозном мире очень сильна система взаимопомощи. Тяжелее тем, кто пришел извне. За ними нет нескольких поколений — бабушек, дедушек, родителей, сестер, братьев и других родственников. У них нет такой сильной поддержки, какая есть у тех, кто родился и вырос в таком обществе.

Но тогда они еще больше нуждаются в помощи…

—Если человек с чем-то не справляется психологически, это, как правило, связано не с реальностью, а с какой-то травмой. Нужно разобраться, что именно женщина делает «слишком много», от чего ее тревога и усталость. Ведь можно взять перерыв в рождении детей. В Галахе есть такое понятие: можно делать перерыв — спрашивают у раввина, и он дает разрешение.

А почему не все так поступают?

—Проблемы возникают в тех случаях, когда у женщины нет своей воли, когда все решает мужчина. Ей кажется, что она просто поступает так, как нужно, и неважно, что она при этом чувствует. Женщина, у которой есть воля, есть свой голос, может спросить себя: «Почему я так надрываюсь? Потому что этого требует система? Может, мне нужно выйти на работу или, наоборот, больше отдыхать, больше говорить с мужем?» Человек должен знать, какую нагрузку он может на себя взять. Нет такого в иудаизме, что нужно надрываться или обязательно иметь десять и более детей. Женщина может оценить свои силы и возможности. Если она этого не делает, то либо у нее совсем нет воли, либо ей хочется кому-то понравиться. Все люди устают, всем нужно уметь восстанавливаться, уметь отдыхать. Но если сильно влияние общества, это тяжело.

Есть давление общества?

—На мой взгляд, да. Кроме того, некоторые люди чувствуют это давление даже тогда, когда его нет. Это больше зависит от микроклимата в семье, от окружения. В своей практике я часто сталкиваюсь с проблемами раввинских семей. Им кажется, что существует определенное ожидание того, как они должны себя вести, и неважно, что они в действительности чувствуют и чего хотят. Все определяется тезисом «За нами целые поколения раввинов» и так далее. То есть линия поведения связана именно с происхождением.

Удивили. Психологические проблемы у раввинов?

—Конечно. Бывают депрессии, возникают проблемы в отношениях между супругами — все как у других людей.

Реб Иосиф, если даже раввины испытывают такие трудности, как всем остальным жить?

—Нет универсального рецепта. Могу только повторить: нужно уметь любить других. Этот посыл относится как к религиозным евреям, так и к светским.

{* *}