Top.Mail.Ru

У меня все впереди

21.11.2001



Евгений Данилович Агранович свою биографию умещает в одну строку: "Всю жизнь я испытывал попеременно то чувство локтя, то чувство колена".

Добровольцем ушел на фронт, участвовал в первом московском наступлении в декабре 1941 года, дошел до Берлина. За четыре года у него было два оружия: автомат и авторучка. Сражался на передовой и писал в военную газету рассказы, стихи. На войне появились песни "Лина", "Пыль", "Солдат придет". На фронте и в тылу говорили: "Наша, народная песня". А автор, оказывается, есть — Евгений Агранович.

Теперь мы знаем, что все тексты песен из фильмов, где играла Лолита Торрес, тоже имеют автора, что песня из фильма "Офицеры", на котором выросло не одно поколение, что мультик "Наш друг Пиши-Читай" также не анонимны.

Евгений Данилович очень удивляется, когда слышит совершенно справедливое утверждение, что он наряду с Георгием Лепским и Павлом Коганом, является одним из первых бардов — основателей жанра авторской песни.

Его не пускали, не принимали, не разрешали, не печатали всю жизнь. Потому что не соглашался, не поддакивал, не льстил, не подстраивался, не прогибался. Жизнь полна "НЕ".

Любой зигзаг судьбы закономерен. Человек, сохранивший себя, не может быть не услышан. Теперь Евгений Данилович НЕ забыт. Частые концерты, съемки, выступления. Агранович энергичен, бодр и весел, ему не 83, ему 23! "Не поддался!" и "Все впереди!", обязательно с восклицательным знаком, — вот секрет того, как НЕ скиснуть, НЕ зачахнуть, НЕ впасть в уныние. Ему просто интересно жить!


- Чем Вы развеселите человека, который сидит дома и от нечего делать ползает по паутине интернета?

- Для любознательного человека, которому скучно: говорят, что я поэт интересный, философствующий и что-то у меня смешное есть. Я не в силах купить автомобиль, компьютер или новые ботинки, но я могу починить старые и могу починить пословицы, которые устарели, так же как и ботинки: ЧЕМ ДАЛЬШЕ В ЛЕС, ТЕМ БОЛЬШЕ СТРЕСС. И это будет справедливо и правильно для нашего времени. ДОЛГ ПЛАТЕЖОМ СТРАШЕН. Особенно государственный долг, очень актуально сейчас. Что такое сабо? Это такие туфли без задников, пяточка голая. Я могу сказать: не сапожник без сапог, а САБОЖНИК БЕЗ САБО.



- С какого возраста Вы начали писать?

- Очень рано. Это была, конечно, полная ерунда. У меня была фантастическая память, и я целые страницы стихов запоминал с одного касания, что помешало мне получить образование. Это трагедия способных детей.

- В том, что ребенок не учится целенаправленно заниматься?

- В том, что очень легко даются все знания, без труда. То, что ты получаешь безо всякой работы, не для себя, а для учителя: где-то на переменке посмотрел наспех в учебнике, тебя вызывают к доске, ты блестяще наизусть вышпариваешь страницу из учебника. Что дало мне основание в конце концов на вопрос: " Ну что, сдал экзамены?" ответить: "Все сдал, что знал, себе ничего не оставил".

- В одной малоизвестной песенке есть такие слова: "Нужно жить, не доживать..." Что заставляет Вас ЖИТЬ? И как Вы попали в авторскую песню, будучи одним из основателей этого жанра и не зная этого?

- К тому времени, когда, как в старину говорили, пора и о душе подумать, я понял, что мне скучно лежать на диване и ждать кремации. Нельзя ли чего-нибудь отчудить. И я попался на глаза ребятам, которые ведут очень интересный образ жизни, открывают совершенно новую страницу искусства — так называемую авторскую песню. Они меня разыскали и заявили, что я к этой самой авторской песне мало сказать принадлежу, я живая легенда и один из основателей жанра. Я никак не мог понять, что это за розыгрыш такой. Оказывается, ничего подобного. Жанр начинается в двадцатом веке с каких-то определенных вещей — это "Бригантина" Павла Когана и Георгия Лепского, "Одесса-мама" Женьки Аграновича.

- Вы — победитель жизни?

- Победитель условий. Я старомодный господин, обломок империи, обломок века. Жил в условиях, совершенно неподходящих, непригодных для самостоятельной творческой натуры, для поэта. Почему "победитель", потому что не поддался, сохранился. Меня не печатали, отовсюду выгоняли. Чем я жил? Неизвестно. Я даже не мог завести нормальную семью, потому что не мог прокормить не то что жену и ребенка, но и самого себя. Гонорары были довольно долго большой редкостью в моей жизни! А стоило чуть поддаться обстановке, написать то, что полагается, тут же вас хватают, пожалуйста, вы будете и богаты, и знамениты. Противно было, не поддался на это, и в этом победитель. И приходит такое время, когда все, что я делал много лет назад, вдруг оказывается сейчас интересным в скромных пределах нашей довольно бедной школы авторских певцов. Я и значения не придавал этим песенкам. Только сейчас стал понимать, что это такое. Например, в начале войны у меня появилась песня "Лина".

- Множество Ваших песен считались народными. Как случилось что песня, вышедшая из-под пера конкретного человека, приобрела статус народной?

- Пока я не запел пару лет назад свои песни сам, их действительно считали народными. Теперь начали все это печатать, и авторство стало очевидным. Таких песен пять или шесть. Вы видите перед собой не какого-то пыльного старикашку, я еще представляю интерес для публики, что меня очень забавляет и смешит.



{* *}