Еврейское образование OFF-LINE

01.08.2003

Реб Ицхак Ройтман (или Ицик, как зовут его друзья) — не совсем обычный раввин. В эпоху развития высоких технологий раввину приходится выходить далеко за рамки своих прямых обязанностей. Р. Ицхак — создатель сайта Хасидус.ру , на котором аккумулируется самая полная подборка русскоязычной еврейской литературы в Интернете. И все же раввин остается раввином — у р. Ройтмана есть своя община — Брянск и область, а теперь он всерьез занялся еще и организацией еврейской школы в Брянске.

(Наше предыдущее интервью с р. Ицхаком Ройтманом можно найти в разделе «Наши люди в иудаизме»)


* * *


раввин Ицхак Ройтман В своем выступлении на открытии крупнейшего в Европе Московского еврейского общинного центра в Марьиной роще Президент России Владимир Путин упомянул о том, что в Петербурге, лет за десять до этого, занимался открытием первой в России еврейской школы. Скоро такая школа откроется и в Брянске — при содействии службы главного федерального инспектора в Брянской области и городской администрации. Ну, а главный инициатор ее создания — наш сегодняшний собеседник Ицхак Ройтман, раввин Брянска и Брянской области. Школа полного цикла будет создана на базе уже существующей в помещении бежицкой школы № 52 начальной еврейской.

— Почему вы решили открыть школу?


— После девяти лет жизни в этом городе я абсолютно убежден в том, что школа является общинообразующим элементом. Поэтому единственный способ создать здоровую общину — это организовать школу полного цикла, ведь родители наших учеников — тоже община. Дети, которые выучатся, их дети, дети их детей — тоже община. Таким образом, мы придем к модели общины, существующей в нашей диаспоре уже две тысячи лет и доказавшей свою жизнеспособность. Будет школа — будет, кому ходить в синагогу, будет, кому молится, будет, кому отмечать праздники.

— Говорят, что евреи считают мудреца выше богача?

— В городе, в котором нет еврейской школы, по нашим законам, жить вообще запрещено. В еврейской общине грамотность всегда была стопроцентной (по крайней мере, среди мужчин). Таковы наши традиции.

Если взять современную динамику ассимиляции и рождаемости, то из 100 человек через 100 лет, будь они ортодоксальными евреями, «получится» примерно 5000 потомков-евреев. «Новые (еврейские) ортодоксы» (modern orthodox) оставят после себя 500 еврейских потомков, от «консервативных евреев» останется 50, а еврейских потомков нерелигиозных евреев — всего 5… Нерелигиозное еврейство неустойчиво. Это неплохо иллюстрируется старым анекдотом: «Советские ученые открыли новый трансурановый элемент капээсэсий с периодом полураспада в 70 лет». На основании приведенной статистики мы легко можем подсчитать, что «период полураспада» нерелигиозного еврея составляет около 20 лет. Нерелигиозное еврейство стремительно ассимилируется и в мире (такова демографическая ситуация), и в России. Из страны уезжают молодые и энергичные. 80 процентов брянских евреев — старики. Затормозить процесс старения и ассимиляции евреев призвана школа.

— В каких городах, кроме Петербурга, уже существуют подобные учебные заведения?

— Еврейские школы полного цикла действуют сейчас в 15 городах России. В частности, в Волгограде и Оренбурге есть школы на 120 человек, в Екатеринбурге — на 200 человек, в Челябинске — на 80. Причем, все эти города имеют сравнительно малочисленное еврейское население. Мы планируем, что в брянской школе будет обучаться человек 50–100.

Если взять современную динамику ассимиляции и рождаемости, то из 100 человек через 100 лет, будь они ортодоксальными евреями, получится примерно 5000 евреев. «Новые ортодоксы» оставят после себя 500 еврейских потомков, от «консервативных евреев» останется 50, а еврейских потомков нерелигиозных евреев — всего 5… Нерелигиозное еврейство неустойчиво… «период полураспада» нерелигиозного еврея составляет около 20 лет


— Как вам удалось найти помещение? Кто помог?

— В начальной школе у нас всего 250 квадратных метров. Здесь, в здании по улице Луначарского, 41а, мы не можем уместиться по определению. Да и помещение не очень приспособлено под школу. Поэтому пришлось искать другое. При этом выяснилось, что в нашем городе положение со свободными площадями — «проблемное». Тем не менее, мы провели большую работу по поиску помещения и, в конце концов, нашли и взяли в аренду 400 квадратных метров в бежицкой школе № 52. Отмечу, что глава города Брянска Валерий Поляков проявил в этом вопросе понимание. Вообще, с городской администрацией и аппаратом полпреда Президента РФ в Брянской области у нас сложились конструктивные отношения.

— Кто будет преподавать в школе?

— Педагогический коллектив сейчас только формируется, но уже изъявили желание работать три заслуженных учителя России. Имеется договоренность о том, что национальные предметы (иврит, история народа, традиции …) будут преподавать две выпускницы Днепропетровского еврейского университета.

— Сколько родителям учеников придется платить за их обучение?

— Обучение будет бесплатным. Все расходы понесут Международный благотворительный фонд «Ор Авнер» и Федерация еврейских общин России. Международный благотворительный фонд «Ор Авнер» занимается поддержкой и развитием еврейского образования, религии и культуры на территории СНГ и стран Балтии. Фонд финансирует деятельность более 70 еврейских школ на территории бывшего СССР, которые посещает более 13 тысяч учеников. Фонд также разрабатывает программы для этих школ, публикует учебные материалы, детские книги. Федерация еврейских общин СНГ объединяет и обслуживает 407 еврейских общин в 15 странах бывшего СССР. Ее цель — восстановить еврейскую жизнь в городах.



— Если не секрет, есть ли у вас дети и где они учатся?

— У меня растут две девочки. Старшая ходит во второй класс начальной еврейской школы, а младшая — в детский сад при этой школе.



* * *


Вы спросите: «Кто такой раввин? Дипломированный знаток еврейского законодательства? Семейный психолог? Лидер общины? “Свой человек” в Б-жественной канцелярии?»… На практике раввинам приходится понемногу совмещать все это. И еще чуть-чуть… Брянский раввин, к примеру, совмещает в себе вебмастера и директора школы. Вот так!

У Вас возник вопрос, задайте его раввину!

Александр Стокласка