Джазовый мост

18.06.2002

Событие подобного рода в Москве проводилось впервые. Активное содействие было оказано израильским посольством и советником по культуре и науке Даном Орьяном. В клубе прошла пресс- конференция, плавно перетекшая в концерт. Основные концерты проходят 17 – 18 июня в здании израильского бизнес — центра. С израильской стороны в фестивале принимают участие такие известные музыканты, как пианист Леонид Пташка, контрабасист Эли Маген, кларнетист Иван Колев, ударник Арон Каминский, трубач Авраам Фельдер, альт-саксофонист Роман Кунцман, вокалистка Рики Манор. Российскую сторону представляют Игорь Бриль (фортепиано), являющийся учителем Пташки, и Георгий Гаранян. На открытии Леонид Пташка сообщил, что идея подобного фестиваля родилась у него два года назад, во время приезда в Москву. Вопреки всем сложностям, при помощи Дана Орьяна эту идею удалось воплотить в жизнь. Когда десять лет назад Пташка покидал бывший Советский Союз, то даже и не помышлял о возвращении сюда в прежнем качестве. « Несмотря на то, что я приезжал в Москву с концертами, мне казалось, что организация подобного фестиваля является несбыточной мечтой. Подобное событие – большая удача для всех нас». Музыкант подчеркнул также, что джаз в сознании российского слушателя ассоциируется скорее с афро-американцами., нежели с Израилем. «Мы хотим опровергнуть эту точку зрения. Зерно израильского джаза заронили музыканты из бывшего Советского Союза».

Вечер продолжился игрой музыкантов, чьи выступления представляли собой вершину творческой импровизации, а также продемонстрировали различные джазовые направления. В произведениях, исполняемых участниками концерта, улавливались не только элементы еврейской музыкальной традиции — как например, в композиции «Дора», но и другие этнические мотивы. В отдельных произведениях можно было ощутить устойчивый синтез народной и джазовой музыки.

Мы взяли небольшое интервью у кларнетиста Ивана Колева, выходца из Болгарии, творчество которого представляет своеобразную смесь элементов цыганской, балканской и болгарской музыкальных традиций.

До репатриации Вы жили в Болгарии. Какие этнические традиции влияли на Вашу музыку?

Прежде всего, я изучал традиционный болгарский фольклор, а также цыганскую и турецкую народную музыку. В то время я был зациклен на фольклоре.

Еврейская музыкальная традиция как -то повлияла на Ваше творчество?

Когда я приехал в Израиль, то увидел, что местная музыка сильно отличается от того, что я знал и делал прежде. Однако я не сломался и начал вводить в свою музыку элементы израильского фольклора, называемого фрейлех. Я стал прибегать также к импровизации, чего раньше не делал, ибо болгарский фольклор не предполагает значительных вариаций. В своем творчестве я постоянно видоизменяю известные мелодии. В основном это заключается в преобразовании музыкальных схем. Кстати, многие молодые кларнетисты в Израиле сейчас играют импровизированный фрейлех.

Сколько лет Вы уже живете в Израиле?

Двенадцать. Все эти годы я работаю в качестве профессионального музыканта, выступаю со многими известными израильскими музыкантами, в том числе с русскими джазистами, например, с Леонидом Пташкой.

Вы даете сольные выступления?

Да. Это в основном болгарская и цыганская музыка.

Влияет ли современная политическая ситуация на концертную деятельность?

Безусловно, я думаю, что эта ситуация влияет на всех музыкантов и людей Израиля. Тем не менее, я надеюсь на лучшее.

Бывали ли Вы прежде в России?

Да, я приезжал с болгарским военным ансамблем. Мы давали концерты в Москве, Омске и Иркутске. Соответственно, это мой второй визит в Россию.

Интервью с Леонидом Пташкой читайте в ближайшее время.

Екатерина Щеглова