Top.Mail.Ru

1000 "против" и один "за"

02.09.2002

Дискуссия по поводу строительства Мемориала в Бабьем Яру не прекращается уже два месяца. Свое мнение по этому поводу высказывает Aнатолий Шенгайт — исполнительный директор Киевской городской еврейской общины.

Корр.: В Киеве уже два месяца вся община обсуждает один и тот же вопрос: можно или нет строить Мемориал в Бабьем Яру, проект, которого предложил "Джойнт". Какова Ваша позиция и позиция общины?

А.Ш.: Я бы изложил ответ на этот вопрос тезисно.

1. Нельзя строить «очередной» памятник -нужен не самый лучший скульптурно-архитектурный символ, а толковый проект, работающий на воспитание подрастающих поколений.

2. Нельзя строить в Б.Я. ничего и никогда.

3. Нельзя строить ничего сейчас — требуется время для осмысления.

4. Нельзя строить ничего кроме памятника — для музея и общинного центра найдутся более подходящие места.

5. Нельзя строить только еврейский мемориал — надо уважать память других народов.

6. Нельзя строить «дешевку» — память должна быть увековечена соответственно масштабу трагедии.

7. Нельзя строить на еврейские деньги ничего кроме еврейского мемориала — это будет не честно по отношению к спонсорам.

8. Нельзя строить по старым проектам — участники предыдущих конкурсов предлагали замечательные идеи, но часть из них со временем была воплощена в других местах, поставленные задачи были иными да и архитектурная мысль ушла вперед.

9. Нельзя строить ничего кроме музея памяти — памятники в Б.Я. уже есть, общинный центр с мемориально- воспитательными программами может быть где угодно, а экспозицию музея Б.Я. надо разместить только здесь.

10. Нельзя строить дорогое сооружение — деньги нужны общине для живых.

11. Нельзя строить «потом» — тысячи людей мечтают «при жизни» увидеть достойное памяти погибших сооружение, тысячи экспонатов будущего музея не имеют пристанища.

12. Нельзя строить ничего связанного с общинными программами — пусть будет

мемориал-музей, а остальному здесь не место

13. Нельзя строить по новым проектам — участники последнего конкурса не чувствуют специфику в силу: возраста (не были современниками войны), происхождения (не местные), увлеченности крупными формами и т.д.

14. Нельзя строить (сейчас) никакие памятники-мемориалы – «хватит евреям плакать», а средства нужны на социальные и образовательные программы.

15. Нельзя строить все по отдельности — мемориал, музей, институт Холокоста и общинный комплекс вместе дадут особый «аккумулятивный» эффект, да и общие затраты будут намного меньше (еще, по крайней мере 983 «нельзя», опубликованных в статьях , интервью и письмах наших друзей, коллег, родственников, знакомых в «ЕО», «Возрождение», «Эйникайт», «Еврейском базаре» (Нью-Йорк), 999. Нельзя строить объекты, связанные с трагедией Б.Я в другом месте города — это нонсенс, пропадает уникальное воспитательное значение. Нельзя строить в память только того, что произошло здесь — Б.Я давно стал общемировым трагическим символом и поэтому проект должен быть

направлен и на борьбу с геноцидом, терроризмом и ксенофобией во всем мире.

Предложения по определению мест размещения памятных знаков мемориального комплекса "Бабий Яр" Корр.: Так все-таки, в чем проблема, плохой проект предложили: не то, что надо, не там где надо?

А.Ш.: Рискну предположить, что любой проект по увековечению трагедии Б.Я вызовет шквал критики. Почему?

Ответ одновременно прост и тяжел — да, трагедия ОБЩАЯ, но родственники, друзья, близкие, знакомые которые там лежат, у каждого из нас СВОИ. Для сотен тысяч людей, а может и миллионов — не знаю как оценить порядок страшных цифр, это не только символ катастрофы европейского еврейства, это могила родных. Твоих, мой читатель, и моих тоже. Каждый из нас вправе сказать автору любого, самого-самого проекта, любой прекрасной идеи – «А ты, кто такой?», кто Ты, взявший на себя смелость распоряжаться моей памятью?

Ну а, вдруг каждый, да каждый из нас все таки получит в ответ подходящий проект — такой, где автор не себя проявит, не спонсоров зарубежных ублажит, а сделает проект, такой, как Я понимаю, чтобы не было в нем ничего из Моих «нельзя» и можно все из Моих «нужно». Может быть. Вот только найдется ли еще один гений, который разберется среди всех наших «нельзя» и «нужно» и рассчитает общий знаменатель у этой, совсем не арифметической задачи? Если есть такой человек, то пусть откликнется. Пока же укажу на другой субъект — Общину.

Община евреев Киева, а не отдельные авторы интересных идей и прекрасных проектов, или их столь же достойные оппоненты, может и должна ответить на поставленные вопросы. Должна — так как Б.Я. в первую очередь ее общая и личная трагедия, может, а вот сможет ли? Нет, я не сомневаюсь в потенциале нашей Общины: есть и инженеры, и архитекторы, и историки, и художники и философы, да в конце концов все не из последних. Вот только КАК это сделать — вместе заседать, голосовать, референдум проводить? А что конкретно обсуждать на заседаниях, о чем именно голосовать, какой вопрос на референдум выносить? Опять одни вопросы. Нам нужна рабочая процедура решения нашей очень сложной задачи общими усилиями. И вот тут самая пора обратиться к нашей истории — как обычно евреи подходили к решению вопросов, ставивших общину в тупик. Что ж, за примерами не придется ходить в архивы и научные библиотеки, достаточно протянуть руку к книжной полке с нашими классиками, где шеститомник Шолом-Алейхема мирно соседствует с «Иудейской войной» Л. Фейхтвангера.

Перевернем такие знакомые странички, местами, зачитанные до дыр, а кое-где склеившиеся от капнувших украдкой слез, зайдем на минуточку к Тевье и по дороге домой, не поленимся набросать ответ на мучивший нас вопрос:

- убедиться, что спор среди членов общины не носит частный характер

- проникнутся пониманием, что скорейшее решение спорного вопроса необходимо для пользы Общины

- сформулировать позиции сторон

- сторонам обратиться к ребэ с вопросами

- получить постановление (Что можно, что нельзя, что полезно для общины, что нет — т.е принцип)

- поручить уважаемым и компетентным членам общины создать комиссию по надзору или руководству выполнения дела ( включить туда представителей обеих групп и нейтральных)

- обе стороны вместе исполняют постановление при посильном участии всех желающих членов общины

Попробуем спроецировать принцип на ситуацию в нашей общине:

- широкая дискуссия наглядно и безусловно показывает, что строительство ММО Центра в Б.Я. является вопросом затрагивающим интересы Общины в целом

- дискуссия сыграла значительную положительную роль в выявлении «болевых точек» строительства, однако новые публикации и выступления лишь дополняют уже высказанные мнения и продолжение дискуссии не приближает Общину к получению проекта, адекватного представлениям членов общины об увековечивании трагедии

- мнения различных сторон практически сформулированы в рамках дискуссии: от «не строить ничего и никогда» до «построить немедленно и вместить все и даже больше» на полюсах спектра и множество вариантов с различным удельным весом частей из возможной комбинации: памятник, мемориал, музей, институт изучения Холокоста, геноцида и борьбы с терроризмом и ксенофобией , общинное подразделение — в середине

- группе инициаторов строительств, настала пора представить свою позицию на рассмотрение уважаемых раввинов, которые имеют классическое еврейское образование, практикуют в Киеве и следовательно понимают местные нюансы и наконец являются признанными духовными лидерами еврейских общин и организаций в Киеве (Я.Блайх, М.Асман, М.Рахинштейн, Э.Мандел) и попросить дать ответ хотя бы в терминах «что можно и что нельзя строить в таком особом месте, что хорошо не забыть в проекте и от чего лучше отказаться». Естественно, что представители групп, придерживающихся других мнений могут и по-видимому должны обратиться к раввинам со своими вопросами

- получить «рамочное» заключение раввинов и считать законченным спор по вопросам «можно ли строить мемориал в Б.Я и если да, то каковы ограничения»

- при положительном решении создать Наблюдательный Совет строительства «Мемориального комплекса жертвам трагедии Б.Я.» в составе раввинов и компетентных членов общины, а также представителей инициативной группы и оппонентов. Совету поручить как контроль за выполнением «рамочного заключения» в ходе проектирования, подготовки концепции работы, строительства и функционирования так и организацию помощи со стороны общины для наилучшего решения этих вопросов.

И еще, если можно строить, тогда то, что «можно» — должно стать и нашим общим делом и личным памятником каждого из живущих — каждому погибшему. Как это сделать?

- подавать собственные предложения, идеи, эскизы по проекту, наполнению экспозиций, работе программ — осуществленные предложения дают право на соавторство, неосуществленные отражаются в постоянно действующей экспозиции «Идей»

- участвовать лично (собственными руками и головой) в строительстве, подготовке экспозиций, сборе материалов и экспонатов, проведении экскурсий, работе общинно просветительских программ — имена всех волонтеров должны быть отражены в «Листе потомков»

- передавать в фонд/музей «Бабий Яр» семейные, личные реликвии (документы, письма, воспоминания, фото, предметы, сведения о погибших) с гарантией их обязательного использования и указания имени дарителя

- вносить цдоку (было бы здорово, чтобы родители, дедушки и бабушки пришли сделать пожертвования вместе с детьми) на строительство и работу мемориала — с правом отражения имени жертвователя и даты.

Надеюсь, дорогой читатель, что Ты найдешь в этом списке предложения, которые станут твоим делом, делом для Тебя, Твоих родителей, детей, внуков, родных, друзей.

И Слово будет Делом.

Мир Твоему дому.











Олег Козерод

{* *}