Top.Mail.Ru

Первая скрипка

19.02.2003

Роберт Канетти Скрипач и дирижер Роберт Канетти получил музыкальное образование в Израиле. В 20 лет он стал солистом Израильского камерного оркестра под управлением Гарри Бертини. Впоследствии он стажировался в музыкальной школе The Juilliard school of music в Нью-Йорке. Он выступал в Нью-Йорк Опера, был концертмейстером музыкального фестиваля Culowhee в Северной Каролине, основал в Нью-Йорке квартет Hebrew Art School String Quartet. В 1978 году, приняв приглашение вернуться в Израиль, Канетти на последующие тринадцать лет стал солистом и дирижером Симфонического оркестра Хайфы. В 1996 году он основал Новый израильский камерный ансамбль, репертуар которого охватывает множество музыкальных стилей — от барокко до современной музыки.

Перед началом концерта выступил атташе по культуре и науке посольства Израиля Дан Орьян. Он подчеркнул, что сотрудничество в области культуры между Россией и Израилем получает все большее развитие, и свидетельством тому являются многочисленные израильские мероприятия, проходящие в России, а также выступление российских деятелей искусства в Израиле.

На выступлении в Гнесинском училище под управлением Канетти было сыграно несколько произведений Иоганна Себастьяна Баха, в частности концерт для трех скрипок ре минор, а также произведения других композиторов. С израильской стороны в концерте участвовала скрипачка Белла Погостова, с российской стороны — народные артисты России скрипачи Игорь Фролов и Сергей Кравченко (последний участвовал в известном израильском фестивале «Йехи Ам»).

Специально для нашего издания Роберт Канетти любезно согласился ответить на несколько вопросов.

Где Вы родились и откуда ваши предки?

Моя мать – сабра. Она родилась в Израиле. А отец родом из Испании.

Сам я родился в Израиле. Там получил и музыкальное образование.

Квартет Hebrew Art School String Quartet, созданный Вами в Нью-Йорке, функционирует и по сей день?

Он существует по-прежнему, но я не взаимодействую с его участниками.

Можно ли выделить основную музыкальную концепцию Нового израильского камерного ансамбля, которым Вы руководите в настоящее время?

Мы играем только классическую музыку, но весьма разнообразных жанров — от барокко до романтической, от старинной до современной.

Вы воспринимаете себя в большей степени как дирижера или как музыканта?

Это нельзя разделить. В течение моей жизни я успешно функционирую и в той, и в другой роли.

Как вы оцениваете состояние израильской культуры на настоящий момент?

В Израиле очень много интересных композиторов и музыкантов. Существующая на настоящий момент политическая и экономическая ситуация никак не влияет на посещаемость концертных залов.

Насколько я знаю, это не первый Ваш визит в Россию...

Да, до этого я был здесь два раза. Впервые я выступил в Москве на III Московском международном фестивале искусств им. Соломона Михоэлса. Это было в 2002 году. Сейчас я только что вернулся с гастролей из Новосибирска. Там очень холодно: я думаю, около 50 градусов, что для меня весьма непривычно.

Есть ли какие-то элементы, которые отличают музыку Израиля?

В израильской музыке всегда ощущается влияние восточной музыкальной традиции.

Эта тенденция отражается и в классической музыке?

Безусловно. Это влияние ощущается, иногда в большей, а иногда в меньшей степени, но оно, несомненно, существует.


Екатерина Щеглова

{* *}