Top.Mail.Ru

«Не знаю, кто я»

23.11.2009

Многие отказывались в это верить. Кто-то думал, что это очередной розыгрыш. Кто-то надеялся на ошибку редактора новостей, перепутавшего имя или фамилию... Но вначале показавшееся полным абсурдом сообщение уже через час подтвердили ведущие российские СМИ. В пятницу вечером ушел из жизни Роман Трахтенберг. Ему был 41 год.

Два года назад, в августе 2007 года, Роман Трахтенберг в своей московской квартире на Ленинградском проспекте побеседовал с журналистами Jewish.ru. Это интервью мы вновь публикуем сегодня.

— Роман Трахтенберг — кто он? Актер? Конферансье? Режиссер? А может, если судить по вашей диссертации, все-таки ученый-культуролог?

— Сам не знаю, кто я. Просто человек, который пытается делать то, что ему интересно, и то, что у него получается… Режиссер? Ну, я поставил парочку клубных кабаре-программ, но это не является делом моей жизни… Конферансье? Ну, провожу какие-то там мероприятия… Не являюсь я, наверное, и актером…

— Но вы же играли в театре.

— Это же был эксперимент! Я не актер. Пригласили: хочешь сыграть в театре? — Хочу. Когда я уехал из Питера этот эксперимент завершился. В Москве предложения были, но как-то ничем не закончились.

— А если предложат сняться в кино?

Да я уже снимаюсь. В конце августа по моей книжке «Путь самца» будут снимать сорок восемь серий сериала для НТВ. Я в главной роли. Вот уж натешусь!

— Пятнадцать лет прошло с тех пор, как вы участвовали в знаменитом питерском проекте «Арт-Клиника». По Пушкинской, 10 не скучаете? (В 90-х годах по этому адресу в Санкт-Петербурге располагалась студия художника и шоумена Кирилла Миллера «Арт-Клиника», — ред.)

— Ностальгия, она всегда есть. Мы были недавно в Петербурге с женой, заходили туда, но там все изменилось…

— А с Кириллом Миллером как-то общаетесь?

— Видел его в последний раз года два назад. Он по-прежнему творит, по-прежнему не совсем в себе. Одним словом, художник.

— В одном из ваших интервью вы сказали, что место женщины на кухне. Это ваша личная позиция или в вас говорит еврейское происхождение?

Это моя личная позиция. Просто женщина — существо другого порядка. Если мы говорим о мирном сосуществовании, то я всегда за перемирие в войне полов. Понимаете, ребенка можно впустить в какую-то научную лабораторию, но только чтобы он руками ничего не трогал. Ведь по определению, раз он ребенок, то ничего не знает и может все испортить. Женщина — точно такое же существо. То есть жить с ней можно, общаться нужно, но допускать ее до прогресса — ни в коем случае! Я дня два назад по телевизору смотрел, как какие-то мужики подали в суд на женщин за шовинизм в отношении мужчин. Потому что женщины уже потеряли страх, требуют равноправия. Но что это такое? За одну и ту же работу мужчина и женщина, если они одинаково хорошо ее исполняют, должны получать одну и ту же зарплату – это справедливо, но требовать, чтобы у нас в правительстве обязательно была женщина… Давайте тогда уж дойдем до полного кретинизма. Как в Америке, где снимают фильм, в котором обязательно должны быть негр, китаец и еврей. Давайте тогда вообще запретим использование слова «женщина», чтобы не оскорблять ее честь и достоинство, и будем называть ее «вагинополовоорганный россиянин», «феминороссиянин» или «россиянин женского происхождения»… Я считаю, что каждый человек должен заниматься своим делом. Если женщина находится на своем месте, я только за.

— Так где же это место?

Естественно, на кухне. У нее даже размер ноги меньше – это для того, чтобы поближе к плите стоять. Женщина может быть неплохой официанткой. Хотя лучшие официанты — мужчины. Она может быть, наверное, поварихой, но на любительском уровне.

— Ну а если женщина не умеет готовить?

— Так ведь и я о том же! Лучшие повара — тоже мужчины. Статистика, вроде бы, показывает, что женщина совершает меньше аварий, чем мужчина. Но если вы сами ездите за рулем, то знаете, что если на дороге происходит какая-то нелогичная ситуация — машина поворачивает с левого ряда в правый, или поворачивает как хочет, останавливается посреди трассы и тому подобное, — это женщина. Она едет со скоростью 110 километров в час. Раз! Резко по тормозам! Она поворачивает зеркало и начинает краситься. А ты в нее врезаешься сзади. Вроде бы, виноват ты. Но разве мужчине может придти в голову мысль, что на абсолютно свободной дороге, на бешеной скорости можно резко затормозить? Поэтому я бы женщинам права не давал. Не их это дело.

Повторяю, женщина не такое же существо, как мужчина. В анатомическом атласе черным по белому написано, что высшие существа — закрытополостные, низшие — открытополостные. Не надо быть доктором, чтобы понять, что кто из нас низший. Нельзя нарушить ход развития цивилизации. В Библии написано, что женщину Б-г создал из ребра Адама. Почему? Потому что ребро — это единственная кость в теле человека, в которой вообще нет мозга.

Так что же, выходит, женщина хуже мужчины?

— Я этого не говорю! Меня и так часто пытаются обвинить в мужском шовинизме. Просто женщина предназначена для другого. Есть холодильник, есть цветной телевизор, а есть гитара. Женщина — это гитара. Форма такая же и дырка в середине, и звенит все время без остановки. Так вот, гитара предназначена для того, чтобы на ней играть. Она не может показывать новости или охлаждать продукты. Бесполезно ее ругать за то, что она не цветной телевизор. Вот и женщина предназначена для вполне определенных вещей. Она продолжательница рода, домашняя хозяйка, хранительница очага, муза для мужчины. Что она без мужика? Да ничто, товар! Без мужчины, без его энергетики, женщина бесполезна.

— Вот вы сейчас перечислили то, чем должна заниматься женщина. Но при этом вы считаете эталоном таких женщин, как Ксения Собчак, Ирина Хакамада и Валерия Новодворская…

— Но ведь есть же исключения из правил! Хотя Ксения Собчак в это исключение не особенно вписывается. Вот Новодворская — да. Хакамада — более или менее. А Ксения просто умнее других. С ней приятно иметь дело. В качестве ведущей она не совсем убедительна, а вот если вам нужна соведущая, то кроме Ксении Собчак вариантов как-то нету, если не считать Танюшку Лазареву. Она тоже очень сильная девочка. Но хорошо смотрится именно с Шацем. Но при этом ни та ни другая не являются исключениями из правил. Чтобы они плодотворно работали, к ним надо подключить мужчину. А вот Новодворская потрясает. Когда я на нее смотрю, то думаю, насколько же я глуп, и насколько она умна и талантлива. Но таких можно по пальцам пересчитать.

— В Интернете немало ваших однофамильцев. Вы сами с ними никогда не сталкивались?

— Однажды получил письмо по электронной почте: «Здравствуйте, Роман. Меня зовут Роман Михайлович Трахтенберг. Мы с вами заочно знакомы, т.к. меня уже много раз пытались пригласить на гастроли в Донецк или провести вечеринку в Москве. Я бы очень хотел купить ваши книжки, только никак не могу найти их в Израиле. Не могли бы вы мне их прислать?» Сам он мне прислал свою книжку — называется «Прозрение». Так себе книжка, но, с другой стороны, если человек написал книжку, значит, по крайней мере, он умеет не только читать, но еще и писать, а это уже хорошо.

Еще один Роман Трахтенберг пришел ко мне в клуб и заявил, что у него появилась «святая» мысль придти и набить мне рыло. Я его спрашиваю: за что? А он мне говорит: ты мою жизнь, скотина, испортил. И дальше рассказывает. Приезжает он в Москву, останавливается в гостинице. Ночью к нему заявляется делегация горничных за автографами. Удивился, но подписал. Затем он приходит в ресторан, ест-пьет, подает официанту кредитную карту. Тот на какое-то время уходит, а потом возвращается с администратором и требует у несчастного паспорт. И при этом заявляет, что сидящий перед ним не Трахтенберг, и он просто украл у меня карту… Я ему говорю: «Фамильное сходство — это все ерунда. Какая разница, как тебя зовут? Важно, что ты делаешь».

— Несколько лет назад вы защитили кандидатскую диссертацию по фольклористике.

Все удивляются, откуда я знаю столько анекдотов. Но ведь анекдоты — это верхушка айсберга под названием фольклор. Да и диссертация — только часть моего похода в науку. Я даже пытался стать преподавателем в Российской академии театрального искусства (РАТИ, бывший ГИТИС). Мне там сказали: «Роман, вы очень интересный человек и очень умный. Но нанять вас на работу все равно, что поставить жирное пятно на нашей репутации». Вот и всё. Для какого-то там высшего общества Трахтенберг не высший свет! Но для евреев, что не может не радовать, не существует такого понятия как высший свет. Если человек известен, если он чего-то добился, значит это интересный человек, чему являются свидетельством мои походы в Московский еврейский общинный центр (МЕОЦ), там на встречу со мной собирается полный зал.

А один раз меня пригласили в еврейскую школу. Пришли и дети, и их родители. На мой взгляд, родители не только должны были бойкотировать встречу, но и детям запретить: ну чему может научить такой человек? Ведь в глазах большинства Трахтенберг — монстр. Причем, людей с разным уровнем образования впечатляют разные вещи. Кого-то впечатлило, что меня можно трахнуть в задницу за 20 миллионов долларов на кремлевской сцене, кого-то — что я снимался в порнухе. И никто не подумал проверить, что хотя я и снимался в порнухе, но участия в сексуальных сценах не принимал. Да, я на обложке этого фильма. Но нельзя же писать в статье, что я там дрюкаю всех и вся, и меня тоже дрюкают все и вся включая людей, львов, орлов, куропаток, рогатых оленей и прочую живность.

— Тем не менее, с вашим именем связано множество скандалов…

— Большинство из которых раздувают сами журналисты! Ах, боже, Трахтенберг обозвал Ксению Собчак лошадью! Во-первых, не обозвал, а назвал. Во-вторых, я Ксюшку знаю сто лет. Тогда ее парень попросил меня с ней сфотографироваться. А сейчас, чтобы с ней сфотографироваться, я должен просить у нее разрешения. Мы все нормальные люди. Ну если она похожа на лошадь, что мне теперь удавиться, что ли?

Или, например, группа «Подъем». Я объявляю: «Сейчас на эту сцену поднимется самая дебильная группа отечественного шоу-бизнеса. Солист вообще похож на олигофрена. Тексты у них совершенно безбашенные…».. Но дальше-то я сказал: «Но как они поют! Когда мне было двадцать лет, во мне не было такой энергии!» Просто каждый предназначен для своего. Они не предназначены для того, чтобы их слушать. Они предназначены для того, чтобы под них танцевать. Я же их лично пригласил, мы с ними бухали. В своей нише – они лучшие…

Отдельная история была с новым фаворитом Пугачевой Майком Мироненко. Подходит ко мне на сцене эта типа «звезда» и говорит: Роман, почему вы про наше поколение так плохо говорите? — Потому что вы все необразованные дебилы, отвечаю. Я говорю не плохо, я говорю правду. Вы такие: необразованные и ничего не хотите. Я его спрашиваю: Чего это у тебя за цепь висит? Он мне: Так модно. Я ему: Мальчик, не хочется тебя расстраивать, но вот у меня ключи висят на золотой цепи, и я ее убираю, так, чтобы никто не видел. А у тебя цепь железная. И именно этим отличается наше поколение от вашего. Если вы не знаете ни своей истории, ни своей культуры, то вы обречены на вымирание.

Вся молодежь нынче такая, что парни, что девушки. Учиться? Это не для них. Почему, например, я могу продекламировать стихотворения большинства великих русских поэтов, а парень 20 лет от роду с трудом может назвать просто имена двух-трех русских поэтов?! Я даже до сих пор помню «Манифест коммунистической партии», который нас заставляли учить в восьмом классе (цитирует Манифест). Я все помню, но это не значит, что я лучше других. И то, что я это знаю, это не какие-то еврейские происки. Это всё нам говорили в обыкновенной антисемитской школе, где меня всю жизнь называли то «черножопым», то «жидовской мордой».

— Недавно, судя по информации СМИ, вы приобрели квартиру, принадлежавшую Любавичскому ребе. Вы знали об этом?

— Нет, не знал. Все получилось случайно. На самом деле у него была большая квартира, метров 500-600, занимавшая целый этаж, там он собирал миньян. Потом ее разделили на несколько квартир, и мне досталась одна из них. Однажды ко мне в дверь постучался один раввин и заявил, что это квартира Любавичского ребе. Все остальные мои соседи его уже отослали ко мне со словами: «Вон там живет Трахтенберг, он ваш. Вот и компостируйте ему мозги». Ну, он зашел и говорит: «Здравствуйте, Роман. Мы хотим тут помолиться». Я подумал: ничего себе, нашли кошерное место! Решил, что это мошенники, но потом заглянул в Интернет. Смотрю — правда. Разрешил им придти. Они пришли, помолились. Я познакомился с интересными людьми, и с тех пор иногда подкидываю деньжат еврейским школам. Потому что дети, они ни в чем не виноваты. В Марьиной Роще им помогает Абрамович, а вот в Петербурге не все так шоколадно. Когда заходишь там в еврейскую школу, то не можешь поверить своим глазам. Хочется отдать последнюю рубашку. А учителя мне говорят, что дети плачут, домой не хотят, потому что дома им еще хуже.

— Вы часто занимаетесь благотворительной деятельностью?

— Скажем так, меня часто просят ее оказать. Звонят на радио, шлют письма. Пишут: «Здравствуйте, Роман! Вот вы такой богатый. А я инвалид. Не могли бы вы…А в конце четыре расчетных счета». Но они все в основном взрослые, и денег от меня они не получат. Если бы у меня было много денег, то я бы сначала помог еврейским детям, а потом дошел бы и до стариков.

Меня вообще очень умиляют все эти попрошайки, которые шлют тебе на почту письмо с просьбой о помощи и указывают расчетные счета. У меня и одного-то нету, а у них по четыре! Кто-то очень обижается, когда я говорю, что мне есть кому помогать. Мне говорят: почему вы русским не хотите помочь? Я всегда отвечаю: а разве русские мне помогали? Я всегда вспоминаю, что когда в начале девяностых был голод в Петербурге, из Израиля в синагогу приходили продуктовые посылки: четыре килограмма муки, два килограмма сахару… И мой дед с тележкой в руках через весь город ехал за этой продуктовой посылкой… Сейчас, когда мне хорошо, я должен с кем-то поделиться. И если при синагоге открывают бесплатную столовую и все дают деньги, почему бы и мне их не дать? Люди приходят туда есть, чтобы не умереть от голода. От хорошей жизни человек в бесплатную столовую не пойдет.

— Неужели главный критерий, которым вы руководствуетесь в вопросах благотворительности, является национальность?

Нет, почему же! Однажды со мной приключилась такая ситуация. Я стою, цветы покупаю. Ко мне подходит мальчик и начинает клянчить: дяденька, дяденька, я так кушать хочу, дай мне денег. Я чуть не прослезился, купил ему шаверму. Он посмотрел на меня ненавидящим взглядом, бросил шаверму на асфальт и говорит: «Пошел ты на…». Все очень просто. Если ты хочешь есть — на, поешь. Если тебе нужна операция, докажи, что она тебе нужна. И тогда я готов заплатить за нее. В разумных пределах, конечно.

Так, я даю деньги еврейской школе, хотя я и не религиозный человек. Но мне хочется, чтобы дети учили Тору. Тогда они будут разбираться в этом и смогут объяснить какому-то свидетелю Иеговы, кто из них кто. Чтобы он мог сказать христианину, мусульманину: иди, обратись к первоисточнику.

То есть вы отдаете предпочтение иудаизму?

— Вообще, я атеист, но не буйный. Я допускаю, что где-то там чего-то есть. Но если бы я выбирал себе религию, то стал бы иудеем. Другие конфессии упрощают под себя модель иудаизма, выкидывают то, что им не нужно. Зачем мне нужны все эти суррогаты? Ислам, христианство… Иудаизм — вот самое правильное.

Роман Львович Трахтенберг родился 28 сентября 1968 года в Ленинграде. Учился в ленинградском хореографическом училище имени Вагановой (1976-1978), пел в детском хоре ленинградского радио и телевидения (1978-1981). По окончании школы (1985) поступил на филологический факультет ЛГУ, откуда был отчислен со второго курса и был призван на армейскую службу (1987-1989), которую проходил в войсках связи в должности телеграфиста ЗАС. Затем были учеба в институте культуры (1989-1995), работа директором «Формального театра» (1993-1994). В 1993-1995 гг. пел в группе «Нервный тик» в клубе «Арт-Клиника». В 1997-2003 гг. являлся художественным руководителем, режиссером и ведущим шоу-программ в питерском кабаре «Хали-Гали». В 1999 году защитил диссертацию и стал кандидатом культурологических наук. Автор и ведущий программ «Роман без конца» на «Европе плюс» ( с июля 1999 по март 2004) «Деньги не пахнут» (с января 2003 по август 2004) и «Следующий» (с сентября 2004 по май 2005) на Муз-ТВ, а также программы «ЗАЯВИСЬ» на «Русском Радио» с декабря 2006. Последние полтора года Роман работал на радиостанции «Маяк».

Прощание с известным радио- и телеведущим Романом Трахтенбергом состоится в Центральном Доме работников искусств в понедельник, 23 ноября. Похороны пройдут во вторник в Петербурге.

{* *}