В Москве прошла очередная неделя Высокой моды. На лучших площадках столицы были представлены коллекции ведущих мировых и российских модельеров класса Pret-a-porte de Lux и Haute Couture. На подиуме демонстрировались работы Nijole, Antonio Berardi, Maurizio Galante, Pierre Balmain, Виктории Андрияновой, Андрея Шарова, Татьяны Парфёновой, Игоря Чапурина. Также публика получила возможность увидеть коллекцию Валентина Юдашкина. Корреспондент Jewish.ru встретился с успешным модельером.
-
Ваш первый показ прошёл в 1986 году. Какие требования к себе как к профессионалу Вы предъявляли тогда, и какие сегодня? - В конце восьмидесятых годов ситуация в России резко отличалась от той, которую, наблюдаем сегодня. Это были совсем другие времена, иные возможности, поэтому требования, которые я предъявлял к себе в то время, отличаются от сегодняшних. Первый большой показ моих работ состоялся в Израиле по приглашению детского фонда. Мы очень много работали в этой стране. На заработанные деньги там были открыты больницы. Наверное, как только появилась возможность свободно передвигаться по миру, мы первые после цирка побывали в Израиле. С фондом "Из России с любовью" демонстрировали мои коллекции в Лос-Анджелесе, Иерусалиме, Тель-Авиве. Конечно же, показы различались, но это было продиктовано условиями того времени, в котором мы все жили.
-
У Вас не было желания создать коллекцию для еврейских женщин? - Я думаю, что сегодня женщина еврейской национальности — европейская дама. Мы живём во время обмена информацией: каждый владеет компьютером, интернетом. Даже молодёжь уже не отличается: американская, французская и любая другая. Если взять десять мальчишек и девчонок разных национальностей, мы не сможем обозначить по внешним признакам их принадлежность к определённой религии. Наверное, это счастье, потому что раньше за нами наблюдали отовсюду, сейчас все границы стёрлись. Конечно, нужно сохранять национальные обычаи, традиции, колорит, знать культуру Израиля.
-
В своё время в прессе широко обсуждался вопрос о том, что Ваша карьера модельера состоялась благодаря бывшей супруге Александра Руцкого. Прокомментируйте, пожалуйста, эту версию. - Эти разговоры продолжаются не один год. Была даже версия, что я использовал деньги партии и многие другие незаконные возможности. Мы не даём разъяснений по таким вопросам. Предпочитаем доказывать свою правоту делом.
-
В одном из интервью Ваша супруга сказала, что она пожертвовала своей мечтой о карьере ради Вашей. Для своей дочери вы допускаете такую жертву? - Со своей супругой я живу не один год. Мы вместе работаем, воспитываем дочь. Что касается дальнейшей жизни нашего ребёнка, то если рядом с ней будет любимый мужчина, то конечно же, я это допускаю. Это долг каждой женщины. Но в то же время не хочу употреблять слово жертва. Мы теряем одно, а приобретаем что-то другое, быть может, наиболее ценное.
-
Многие утверждают, что Ваше стремление к успеху обусловлено "комплексом Наполеона". Так ли это? - Я не стремлюсь к успеху или к славе. Если человек стремится к славе, она не приходит. Это несвязанные вещи. Можно быть постоянно средним, ровным, точным. Слава, успех — это выбор только публики, народа. Это происходит не по собственному заказу и не за деньги. Я уже долгое время в этой профессии. Не так давно журнал "Лица" опубликовал результаты номинации "Человек года". Я вошёл в первую десятку. Конечно, подобные факты приятны. Глупо было бы отказываться. Опять же это выбор публики. Но если ты как профессионал неинтересен, то не получишь ничего. Это тоже необходимо знать.
-
В СМИ очень мало информации о ваших родителях, детстве, семье. Почему Вы не говорите об этом? - Информация подобного рода исключена. Если есть что сказать о профессии, мы предпочитаем рассказать об этом.
-
Вы избрали творческую профессию. Стремление к искусству — это интерес, воспитанный родителями? - Думаю, что воспитывая меня, родители не ставили цель сделать из меня учёного точных наук или человека искусства. Время конца восьмидесятых, когда рухнул коммунистический строй, открылись границы, совпало с выбором моей профессии. Видимо, мне никто не мешал, никто не советовал. Ведь до этого у нас всё-таки была страна "советов". Быть может, это происходило потому, что многие просто не хотели думать самостоятельно, принимать решения, брать на себя ответственность. Изначально к той деятельности, которой занимаюсь сейчас, я относился несерьёзно. Воспринимал её как хобби, увлечение, любимое дело. Возможно, если бы я целенаправленно ставил задачу быть признанным модельером, то ничего бы не получилось.
-
Вы руководите крупнейшим Домом моды в России. Для этого нужно иметь характер лидера. В школе, институте вы также отличались организованностью? - Организованность — это внутренние состояние, готовность человека относиться к себе и к профессии организованно. Даже творческая единица, которая пишет книгу или музыку дома, всё же зависит от прокатчика. И в этом случае человек тоже должен быть организованным. Если за тобой большой коллектив, то хочешь, не хочешь, а быть организованным просто необходимо. Моё детство ничем не отличалось от детства других. Родители хотели, чтобы я попробовал себя в различных областях. Поэтому занимался спортом, музыкой, ездил в пионерские лагеря.
-
Вы проецируете будущее своей дочери? - Здесь я предоставляю ей полную свободу. Главное, чтобы она сделала профессиональный выбор самостоятельно. Тянуть её в определённую область, предлагать со своего видения я не хочу. Копирование родителей обречено на сравнение. В некоторых случаях это печально. Сегодня она, как дети двадцать первого века, занимается компьютером, языками. Пытается рисовать, но к этому я не отношусь серьёзно.
-
Частенько известные люди пробуждают интерес к своему имени скандалами в СМИ. Как Вам удаётся обходиться без этого? - Это обусловлено несколькими фактами. Во-первых, я не в шоу-бизнесе. Во-вторых, занимаюсь работой, которая публично демонстрируется раз в полгода. Поэтому у меня нет необходимости быть каждый день на виду и думать об этом. Кроме того, считаю, что личная жизнь, моя семья — это то, что должно оставаться только со мной. Поэтому скандалить по любому поводу не имеет смысла.
-
Как Вы находите время для создания коллекций? - Время в пути, идеи копятся. Находишь время, садишься, отключаешь все мысли. Кроме того, мы готовимся загодя. Летом мы знаем, что будет зимой. Это плановая работа. Сейчас в полном разгаре работа над коллекциями зимы 2003 года. То есть я уже думаю о том, что будет происходить через лето. У меня крайне мало свободного времени. К тому же теперь я возглавляю ещё один Дом моды в Вильнюсе. Мы подписали творческое соглашение, поэтому к уже имеющимся коллекциям, которые я должен показывать, добавилось ещё две в год. Такова жизнь хочется успеть попробовать разные вещи.
-
У Вас в семье нет конфликтов из-за огромной занятости главы семьи? - Стараюсь, чтобы их не было. Поэтому, например, когда я уезжал в Вильнюс, взял с собой жену и дочь. Кроме того, обязательно каждый год мы отдыхаем вместе. Большой или маленький получается отпуск и когда он состоится это уже другой вопрос. Такое непостоянство связано с тем, что планировать стало очень сложно. Будет показ в феврале в Милане или в апреле в Нью-Йорке — всё расписано.
-
Мир звёзд диктует определённые правила игры: встречи, тусовки, дружеские отношения с нужными людьми. Вы принимаете это? - Во-первых, есть общие правила. Они не нами заведены, и не нам их рушить. Нужно уважительно относиться к обществу, в котором живёшь. С другой стороны, подобные вещи субъективны: всё зависит от того, как человек к этому относится. У меня остаётся очень мало времени на подобные мероприятия, хотя разных приглашений достаточно много. Но попасть везде просто невозможно. И не всегда есть желание, и не всегда я в Москве.
-
Платье из Вашей коллекции стоит как машина ...точнее, хорошая машина. Есть ли шанс у среднего покупателя приобретать одежду от Юдашкина? - Есть. У нас есть достаточно дешёвые линии одежды спортивного плана: джинсы, майки, футболки. Не всем доступна одежда от кутюр. Но я должен представить всего 55 изделий в сезон, а в год — 100. Эти изделия как живопись, как уникальная вещь. Именно поэтому не стоит вопрос о цене коллекционной вещи.
-
В чём главная идея всех коллекций Юдашкина? - Все коллекции отличаются друг от друга. Они отличаются собственным я, собственным видением, моим подходом, независимостью, ведь мода изменчива, а стиль постоянен. Поэтому здесь очень много дорогих вещей именно от кутюр. Это должно быть произведением искусства, сколько бы оно ни стоило. В изделии должна быть заложена душа, человеческое тепло, мастерство. У меня есть платья, которые изготавливают по пять с половиной месяцев и заканчивают перед показом. То есть мастер проживает по полгода с одной вещью.
-
Одежду от Юдашкина хвалят А. Пугачёва, Л. Гурченко, Н. Басков и многие другие известные люди. Как Вам удаётся работать для таких разных и вместе с тем талантливых личностей? - Во-первых, нужно любить артиста. Есть артисты, с которыми я отказываюсь работать. Я их не понимаю, поэтому не чувствую их внутренний мир, их стиль. Кроме понимания их творчества нужно видеть ещё что-то. Именно при этом условии интересно работать.
-
Вы создаёте изделия разных направлений: одежда, посуда, часы, парфюм, ювелирные украшения. У Вас есть доверенные помощники? - Конечно, у меня в штате есть ассистенты, помощники. Это уже воспитание, работа с теми, кто идеологически готов с тобой сотрудничать и идти рука об руку коллективом.
-
Вы хотите создать школу Юдашкина? - Да, у нас вполне определённые планы открыть свою школу. Это будут отборы интересующих нас людей, стажировки в известных Домах моды и подбор кадров для себя. У нас не будет возрастного ценза, но главное условие — человек должен будет прийти к нам с базой — и базой идейной.
-
Вы занимаетесь спортом? - К сожалению, на это не остаётся времени. График расписан поминутно.
-
Как Вы проводите свободное время? - Его крайне мало, но если удаётся, то с удовольствием посещаю театр, балет, консерваторию. Например, когда в Москве проходили вечера, организованные Спиваковым, мне удалось посетить два концерта. Если в театре Современник у Галины Борисовны Волчек интересные постановки, прихожу познакомиться с ними.
-
У Вас не было желания уехать из страны? - Моя юность пришлась на время перестройки. Новые пути, возможности. Сейчас это тоже происходит. В тот момент не стоило уезжать и бросать всё. Сегодня открыты границы. Ты путешествуешь так много, что думаешь когда же ты будешь опять дома. Наверное, люди уезжали, потому что не было возможности реализовывать свои интересы, общаться.
-
Вы вне политики, но всё же косвенным образом участвуете в ней: выборы, политические симпатии. Расскажите об этом. - Единственное, что могу сказать — я люблю эту страну, я патриот, меня волнует что происходит и что будет происходить здесь. Я интересуюсь экономической и политической ситуацией в России.
-
Кто из модельеров Вас интересует? - Здесь уместно говорить только об интересе личностном. Я много общался с Пьером Карденом, Нино Риччи. У них я научился важнейшим качествам — любви к профессии и работе 24 часа в сутки. Ведь возможность подняться высоко, достичь успеха есть у каждого. Удержать — это другой вопрос. Удерживают только трудом, работой и верой в себя. Если человек успокоился, счастлив и доволен, это как последний гвоздь, забитый в построенный дом. Я самокритичен. Нельзя быть полностью довольным собой, результатами своей деятельности. Думаю, что нужно искать, ошибаться. В этом счастье. Ты имеешь право на ошибку, но при этом много знаешь.
-
Как Вы считаете, российская публика доросла до уровня Ваших изделий? - Конечно, она давно доросла. В России женщина всегда стремилась хорошо выглядеть и так же одеваться. А сегодня, когда открылись большие возможности для всех, долг модельеров помогать женщинам в этом.
-
Что бы Вы посоветовали женщинам, которые не могут найти свой стиль? - Я хочу сказать каждой женщине, что она индивидуальность. Нет ни одной похожей на другую. Могу допустить, что возможно внешнее сходство, но в любом случае будет разный характер. Поэтому всё решается в индивидуальном порядке. Мы предлагаем не навязывая. А в выборе одежды женщине нужно полагаться на свой собственный вкус.