Top.Mail.Ru

Интервью

Рекордсмен прямого эфира

15.07.2002

Встретиться со знаменитыми евреями хотят многие, поэтому маленькое помещение амфитеатра не вмещает всех желающих, и организаторам пришлось перенести мероприятие на второй этаж здания общинного центра в большой зал. Новоженов встретил публику по-свойски и вел откровенную беседу про свою судьбу и творческую деятельность.

Лев Юрьевич родился в 1946 году в Москве в семье журналиста и художницы. Новоженов закончил два курса исторического факультета Педагогического института имени Ленина и пять курсов Московского полиграфического института. Работал на строительстве Ачинского глиноземного комбината по комсомольской путевке. Свою журналистскую карьеру начал в газете “Вечерняя Москва”. Печатался в “Литературной газете”, “Литературной России”, журнале “Юность” и многих других советских изданиях.

Автор эстрадных произведений. В частности, двух спектаклей — “Верните наши денежки, или Ефим Шифрин играет Шостаковича” и “Соло для кровати со скрипом”. С 1993 года работает на телевидении. Автор и создатель прграммы народных новостей “Времечко”, проектов “Большое Времечко”, “Ночной полет”, “Иванов, Петров, Сидоров”, “Спросите у Лившица”, “Тушите свет”. Выходят его “Сегоднячко” ( в настоящий момент — канал ТНТ), “Большой секрет”, “Пять минут со Львом Новоженовым”. Ему принадлежит своего рода рекорд по количеству ежедневных прямых эфиров (до четырех ежедневных выпусков программ.) В 1997 году удостоен премии “Золотой Остап”.

Лев Новоженов согласился дать интервью специально для нашего сайта.

Лев Юрьевич, Ваша фамилия настоящая, или она как-то трансформировалась по стечению обстоятельств?

Мой дед поменял фамилию Новжин на Новоженов при поступлении на службу в Красную Армию в 1918 году. Кстати, ему была вручена медаль, которой не было даже у Брежнева, не считая медали “Мать-героиня”. Она называется “20 лет РГК”.

Вы осознаете свою принадлежность к еврейству?

Да, но я бы сказал, что я, скорее, этнический еврей, нежели “строгий”. Прошу извинить религиозных людей, мои родители и я никогда не соблюдали традиции. Но в силу каких-то непонятных причин отец с матерью провели обряд обрезание в двухнедельном возрасте. В детстве я ужасно стеснялся этого, стеснялся своего еврейства.

А были ли случаи притеснения из-за того, что Вы еврей?

Да, как и со многими советскими евреями. Случилось так, что мои родители закончили институт во время “Дела врачей”, это 1952 год, если не ошибаюсь. Они не могли найти в Москве работу из-за этого, и пришлось переехать в Брянск по распределению. Что же касается меня, то сразу после вуза я пошел устраиваться корреспондентом в “Литературную Россию”. Я их устраивал во всех планах, но начальница прямым текстом сказала, что у них будут проблемы, так как я еврей, и сказала, что если у моих родителей есть хорошие связи, то попытаться можно. Я ужасно расстроился, тем более я был еще очень юн. В то время моя мама жила с отчимом, у которого были неплохие отношения с Михалковым-старшим. И вот Михалков звонит главному редактору: “Ты, говорят, евреев на работу не берешь?”. Тот отвечает, что в редакции уже есть еврей. Михалков: “Так возьми еще одного еврейчика, сильно лодку не перекренит”. Вот так я попал в “Литературную Россию”.

Как Вы смотрите на проблему Израиля?

Я все время слежу за событиями в Израиле, у меня там живут родственники, друзья. Дело в том, что я должен был туда лететь еще в мае, но моя жена начала меня допекать, что никуда не поеду. Честно говоря, есть какое-то чувство неловкости, что они там живут, у них там жены, дети, и там все плохо. В этом есть что-то нехорошее. Поэтому я собираюсь туда в сентябре.

Как Вы считаете, возможно ли разрешить ближневосточный конфликт?

Есть замечательное высказывание ребят из “Питера энд Паркинсона”: “Чем больше проблем решаешь, тем больше их возникает”. Поэтому, надеяться на то, что будут решены все человеческие проблемы, — это иллюзия. Приведу в пример тоже не свои слова: “Искусство жить заключается не в том, чтобы решать проблемы, а в том, чтобы сосуществовать рядом с ними”. Нужно в них вписываться, потому что нет таких состояний, когда нет трудностей. Надо решать их аккуратно, последовательно, приспособиться к ним и жить. Думаю, что данная ситуация не будет разрешена никогда, также как и не будет решена проблема национализма. Вообще человеческая природа ужасна (это касается и меня тоже). Некоторые люди пытаются превозмочь эту сущность, но у многих не получается. Почему все удивляются, что в России, стране, победившей фашизм, он возник. Просто форма одного фашизма победила другую и мутировала. Сначала фашизм превратился в коммунизм, сейчас преобразуется во что-то новое, неведомое нам. И появляется в самых неожиданных местах. Фашизм — это бактерии, “приспособившиеся к медицинским препаратам”, которых не берет ни одно известное лекарство. Надо придумывать что-то новое. Есть прекрасная притча Андрея Платонова: “Жил дурачок-пастушок, которого каждый неленивый, и даже ленивый, пинал. Увидят его и ударят, срывая на нем всю злобу. Вот он умер. И злоба, которая находила выход в таком проявлении, стала копиться и отравлять людей изнутри. Вся плохая энергия стала направляться друг на друга ”. Поэтому, если не будет палестинцев, найдутся какие-то неугодные евреи. Всегда будет проблема чужаков, не таких, как ты, а хуже. Мы должны все это осознать и сохранять статус-кво.

Многие творческие люди считают, что работа является их хобби. Неужели они не любят расслабляться?

Я не ловлю рыб, не собираю марки, но люблю читать, курить, смотреть телевизор, люблю играть в азартные игры. К сожалению, это очень дорого для меня обходится.

Почему Вы пошли на телевидение?

История вышла замысловатая. Мне было 46 лет, и я работал заместителем главного редактора “МК”. Деньги получал приличные. И вот Дмитрий Дибров предложил перейти на захолустный еще в то время 4-й канал “Останкино”. Я поделился идеей с Гусев. Он сказал: “Зачем нужен пожилой еврей в кадре?”. Я задумался, но решил проигнорировать это и пришел на телевидение. Создал программу “Времечко” и втянулся в работу.

Как относитесь к такому понятию, как национальность?

Это есть, и наверное, так и надо. Выскажу мысль, она не моя, просто здорово сказано: “Гордиться тем, что ты еврей (калмык, русский…) — все равно, что гордиться тем, что родился во вторник”. Поэтому считаю, что национальность не может быть предметом гордости и заслуги. Мы в этом не виноваты, это получилось случайно.

Расскажите о своей семье.

Моя жена Марина наполовину еврейка. Она из рода Лавутов и может гордиться этим. Именно ее деда, Павла Ильича Лавута, Маяковский упоминает в своей поэме “Хорошо”. Сын сейчас живет в Америке. Попал туда через Израиль. Несколько лет назад он самостоятельно улетел в Израиль, поступил в религиозную школу, проникся иудаизмом. Но затем уехал, видимо, реальность оказалась другой. Может из-за того, что связался не с теми людьми, может, из-за того, что он все сделал самостоятельно, без нашей помощи. Дочь Александра учится на дизайнера, в эти дни поступает на исторический факультет МГУ.

Ваши планы на будущее?

Отвечу прозаично: сделать все возможное, чтобы слышать меньше упреков в старости.

Смотрите также:

Лев Новоженов: "Человек вообще по своей природе ксенофоб"

Марина Костылева

{* *}