Top.Mail.Ru

Интервью

Еврейская кровь «Квартета И»

04.04.2008

В марте на российские экраны вышла картина, снятая по нашумевшему и уже который год пользующемуся огромным успехом спектаклю «День радио» «Квартета И». После премьеры корреспондент Jewish.ru встретился с одним из его основателей – Леонидом Барацем.

«День радио» окончательно утвердил позиции, достигнутые юмористическим коллективом «Квартета И» за 15 лет существования. Их шутки, достаточно тонкие и непошлые, долгое время не приживались в эфирах радио и телевидения, идя вразрез с засильем «форматного» юмора. Покочевав некоторое время на волнах радиостанций, где «Квартет И» делал свои первые шаги, выступая с оригинальными репризами, коллектив нашел себя на театральной сцене, которая, как известно, во все времена являлась главным отражателем морали и нравов общества.

Конечно, в последнее время можно было неоднократно услышать нелестные высказывания критиков о том, что «подают» публике в театре. Но, как показывает история, именно во время застоя появляются новаторы, призванные внести в искусство свежую струю и вывести его на новый уровень. Выразителям идей, давно накопившихся в обществе, как правило, тяжело дается борьба с загниванием, учитывая, что зачастую они просто опережают свою эпоху и остаются непонятыми. Многие прошли через это, так и не увидев результатов своих трудов, и в этом смысле «Квартету И» повезло. Признание пришло к коллективу уже через 10 лет после создания, и их творчество ценится по заслугам и пользуется большой популярностью.

Сами того не замечая и не стремясь зашифровать в своем творчестве глубокий подтекст, они делают комедией то, что уже давно никому не удавалось – отражают общественное сознание, политическую и экономическую ситуацию современности, передавая ее точно и остроумно. Хотя и бессознательно, как они сами заявляют, «из личных предпочтений», они используют в постановках музыку современных коллективов, чье творчество можно назвать если не стоящим вне времени, то уж, по меньшей мере, несущим смысл и выделяющим индивидуальность.

Остается надеяться, что со временем творчество «Квартета И» будет развиваться «по законам виноброжения», ведь теперь на их плечах лежит большая ответственность перед зрителем, уже познавшим вкус качественного креатива и не желающим возвращаться к «форматной кормушке». Корреспондент Jewish.ru встретился с одним из основателей «Квартета И» – Леонидом Барацем.

Леонид, в спектакле «День радио» воспроизведена обстановка, которая не видна обычному слушателю. На каких радиостанциях вы все это подсмотрели?

Сначала мы работали на «Европе Плюс», месяц буквально, потом нас оттуда выгнали за неблагозвучность некоторых наших реприз: руководство просто не понимало, о чем идет речь, им казалось, что это все как-то неблагозвучно. Потом ушли на «Наше радио». Точнее нашли Мишу (Козырева), а он уже привел нас на «Наше радио». Три года назад мы перешли на «Серебряный дождь», с которым восемь месяцев назад «законсервировали» отношения.

И почему именно радио? Не планируете ли на телевидение?

— Мы решили взяться за постановку спектакля именно о радио, потому что считаем, что там еще сохранилась та романтическая атмосфера свободы личности, которая уже давно пропала на телевидении. А на «голубые экраны», честно говоря, нам пока и не горит.

В своем репертуаре вы используете музыку коллективов, чье творчество можно назвать классикой русской рок-н-рольной сцены. Это связано с концепцией вашего творчества?

— Нет, это связано исключительно с личными пристрастиями и предпочтениями.

intervyu-2.jpgЛеонид, расскажите о Вашей жизни до переезда в Москву.

— Я родился в Одессе на улице Базарной. Через некоторое время я пошел в сад, что не свойственно практически ни одному ребенку. Потом десять лет ходил в школу и столько же из школы. Я хорошо учился по гуманитарным предметам… когда учился, естественно. А в целом, довольно средненько. У меня нет троек, одну тройку по химии мне просто исправила сердобольная мама одного из моих соучеников. Так что я совершенно точно не был круглым отличником. После школы поехал в Москву поступать в ГИТИС.

Родители не боялись отпускать в Москву?

— Конечно, боялись. Все же ехали в Израиль, в Америку. В этот момент как раз шла третья волна. И нас тоже накрыло с головой, практически вся семья уехала, и я даже как-то был вытащен туда шальной волной, но потом меня прибило обратно к родному берегу. У меня есть грин-карта, непонятно правда, зачем мне она нужна. Вот, собственно, после ГИТИСа, мы с Ростиславом Хаитом и Сергеем Петрейковым создали «Квартет И», и с тех пор моя судьба стала публичной. Что рассказывать, все все знают, каждый шаг мой известен (с улыбкой и наигранным пафосом).

С традицией юмора у Вас, как у потомственного одессита, все в порядке... А придерживались ли в Вашей семье еврейских традиций?

— Нет, в нашей не было. Бабушка с дедушкой говорили на идиш. Мама понимает все, говорит чуть-чуть. Я сам идиш не знаю, кроме нескольких положенных одесскому еврею выражений. В синагоги не ходили, о преподавании каких-то еврейских предметов речи вовсе не шло. Мы абсолютно светские люди, жили в светском государстве, нерелигиозные, в общем, русские. Еврейская кровь, конечно, ощущается, в каких-то склонностях и особенностях, которые свойственны еврею, физических и моральных.

Я горд за нашу нацию, за людей, живущих в Израиле и отстаивающих свое государство, но ехать туда я не хочу. Не потому, что я боюсь или еще что-то, просто мне здесь хорошо, я родиной считаю это место. Здесь я вырос и провел всю сознательную жизнь, здесь мой дом, а там – моя национальная история.

intervyu-3.jpgТрадиционный вопрос, сталкивались ли Вы с антисемитизмом?

— Да, конечно. Я вот сейчас расскажу самый вопиющий случай: как-то в пионерском лагере я бил лицо человеку, будучи сам лет восьми, а он лет семи, за что – он меня укусил за руку. Потом меня забрали из пионерского лагеря. Вот такая несправедливость.

А если серьезно, то никаких явных проявлений в мой адрес не было. Была государственная политика, но меня она особенно не задевала. Единственное, обидно было, когда в восьмом классе к нам в школу приезжала американская делегация, и потом должен был быть ответный визит детей. Меня большинством голосов класса благополучно выбрали кандидатом, но поехал другой человек, потому как евреев за границу не пускали. А девочку, которая была наполовину еврейкой, пустили… Наполовину (смеется) – правда для этого ей пришлось взять русскую фамилию мамы. На самом деле, за свою жизнь я больше сталкивался с хамством и агрессией, но это никак не было связано с моей национальностью. Тем более, в Одессе много евреев, и случись что, нашлось бы много народу, которые вступились бы за своего.

А вообще, если говорить о том, что сейчас происходит в стране, я считаю, что мы ищем себе врагов как снаружи, так и внутри. Естественно, первыми врагами становятся нацменьшинства, в которые попадают и евреи. Кто такие евреи, мало кто понимает и знает из тех людей, которые кричат «бей жидов», но им нужен враг, и они рисуют себе какой-то образ. Я считаю, что это культивируется государством: с одной стороны, они стоят на открытии синагог, демонстрируя свою лояльность к евреям и не только к евреям – синагог, мечетей и так далее; с другой стороны, они закрывают глаза на проявления фашизма. В стране свободно существует партия «Наши», которая тоже в какой-то степени является проявлением фашизма. К тому же, на мой взгляд, ксенофобия, поиск врага имеют один вектор: мы же заграницу не едем бить янки, значит, надо эту силу выплеснуть куда-то, и она выплескивается на улицах. В этом смысле государство, повторюсь, ведет двусмысленную политику.

А что Вы думаете о введении преподавания основ православия в школах?

— Я считаю, что такой предмет имеет право на существование. Просто тогда должна быть альтернатива. То есть это должно быть добровольно: если ребенок хочет идти изучать основы православной культуры, он идет, но если он не хочет – у него должна быть альтернатива: пойти на какой-то светский урок или пойти на занятие, где ему будут преподавать иудаизм, или мусульманство, или буддизм. У нас светское государство, и это возможно, но только на добровольной основе. И я крайне отрицательно отношусь к обязательному посещению таких уроков, даже потому, что это просто незаконно.

Леонид, в заключение скажите, чего можно ожидать от «Квартета И» в будущем?

— В будущем, думаю, последует очередной комедийный шаг в кино и обязательная экранизация спектакля «Быстрее, чем кролики».

Оксана Ширкина

{* *}