Раввин датский
30.07.2010
30.07.2010
В 70-80-х годах прошлого века датский еврей Бент Лекснер принимал активное участие в борьбе за гражданские и религиозные свободы советских евреев. В числе других еврейских активистов он митинговал у стен советского посольства в Копенгагене, требуя разрешить евреям выезд из СССР. Желая лично встретиться с запертыми за «железным занавесом» евреями, Лекснер неоднократно просил о предоставлении ему въездной визы в Советский Союз, но получал отказы. Прошли годы. Вначале рухнул «железный занавес», а затем развалился Советский Союз. Сотни тысяч советских евреев уехали за рубеж. Уже в качестве главного раввина Дании Бент Лекснер несколько лет назад был приглашен на официальный прием, устроенный в российском посольстве в Копенгагене. В том самом посольстве, у стен которого он когда-то митинговал, и где ему отказывали во въезде в СССР… Времена действительно меняются. В июле 2010 года главный раввин Дании встретился в своей квартире в Копенгагене с одним из потомков тех самых советских евреев, за чьи права он боролся три десятилетия назад: в беседе с корреспондентом Jewish.ru Бент Лекснер рассказал о своих российских корнях, прошлом и настоящем еврейской общины Дании, а также выразил опасения по поводу ее будущего.
— Еврейская община Дании — одна из старейших в Северной Европе. Первые упоминания о евреях в этой стране относятся к XVII веку. До Второй мировой войны в Дании проживало около восьми тысяч евреев. Сколько человек насчитывает еврейская община страны сегодня?
— Установить точное число невозможно, ведь в датских паспортах не указываются вероисповедание и национальность. Однако я могу сказать, что официально еврейская община Дании насчитывает 2200 человек. Важно отметить, что 90 процентов из них проживают в Копенгагене. За пределами Копенгагена даже нет ни одной синагоги... В 1969 – 1970 годах, когда на фоне антисемитских гонений в Польше Дания открыла свои границы для еврейских беженцев, в страну эмигрировало 2100 граждан Польши, среди которых оказались не только евреи. Некоторые из тех эмигрантов, поселившиеся за пределами Копенгагена, вначале пытались придерживаться еврейского образа жизни. Однако потом эти небольшие общины растворились.
— Вы назвали довольно точное количество членов еврейской общины. Кто и как их считает? Каким образом евреи Дании заявляют о своей связи с общиной?
— Все очень просто. Они платят общинный налог. Существует несколько весьма четких объяснений того, почему евреи хотят быть членами общины: желание отдать своих детей в еврейскую школу, желание быть похороненным в соответствии с еврейскими традициями, или просто люди чувствуют связь с общиной. Таким образом, у нас в общине представлен весьма широкий спектор — от крайне правых ортодоксов до людей, придерживающихся левых взглядов. У этого являения есть и положительные, и отрицательные стороны. Положительно то, что мы можем объять всех... С другой стороны, в Данию приезжают люди, жившие раньше в Израиле, и задаются вопросом: «Почему мы обязательно должны быть членами общины?» В Израиле они к этому не привыкли.
Еще один момент. Формально наша община ортодоксальна. У нас есть синагога, миква, главный раввин, кашрут. Тем не менее, далеко не все в общине — ортодоксы. Приезжают, к примеру, еврейские девушки из США, которые воспитывались в духе реформистского иудаизма. Здесь они вступают в брак с датчанами-неевреями. Они не чувствуют вообще никакой связи с иудаизмом. Они даже не очень понимают, что такое синагога. Однако если ты хочешь объять всех, всегда найдутся те, кто скажут, что ваша община слишком ортодоксальна или что ваша община слишком либеральна. Но, взглянув на цифры, понимаешь, что стоит все-таки бороться за единую общину.
На протяжение последних 350 лет членом еврейской общины Дании мог быть только галахический еврей. Сегодня, безусловно, возникают вопросы, можем ли мы считать членами общины нееврейских супругов евреев или тех, у кого только отец еврей. Однако в этих вопросах власти страны дают нам полную свободу действий. Принятие людей в общину — это исключительно наша прерогатива.
— А как вообще складываются взаимоотношения властей Дании с еврейской общиной? Представлена ли община в датском парламенте, правительстве?
— Да, в Дании бывали евреи и среди депутатов парламента, и среди министров. На данный момент таковых нет. Однако еврейская община традиционно пользуется очень большим уважением со стороны властей. К примеру, несколько лет назад министр юстиции позвонил мне рано утром и стал задавать вопросы о шхите (кошерный забой скота, — прим.ред.), потому что в этот день в парламенте были запланированы дебаты о законе, связанном с халялем (мясо животных, не нарушающее исламских пищевых запретов, — прим.ред.). В последнее время в Дании очень сильны антимусульманские настроения, и правые партии выступают против халяля, обрезания и так далее. При этом датские политики не хотят, чтобы эти законы каким-то образом задели еврейскую общину страны. Вот поэтому звонят мне, консультируются. И это крайне сложная задача. Необходимо найти некую золотую середину.
При необходимости я сам могу позвонить премьер-министру. К примеру, несколько лет назад в Копенгагене были антиизраильские демонстрации, в центре города арабы жгли израильские флаги. Я позвонил в канцелярию главы правительства, а через два часа премьер-министр перезвонил мне сам и спросил, что он может сделать. В итоге он выступил с заявлением, осудившим действия демонстрантов.
— С королевой тоже доводилось общаться?
— У королевы я бываю на различных церемониях. Кроме того, главный раввин — это официальная государственная должность. И именно королева назначает главного раввина. Вернее, она ставит подпись под документом, свидетельствующим об избрании общиной именно этого раввина. Важно отметить, что у главного раввина Дании абсолютно те же права и обязанности, что и у любого священника. К примеру, после проведенного мной обряда бракосочетания пара, как и другие датские молодожены, получает самое обычное свидетельство о браке. То же самое применимо и к свидетельствам о рождении, и к свидетельствам о смерти.
— Сколько еврейских пар в Дании ежегодно проходят традиционный обряд бракосочетания — хупу?
— Немного. В этом году, к примеру, у нас было три еврейские свадьбы... Дело в том, что в Дании относительно высокий процент репатриации в Израиль. В этом году я трижды ездил в Израиль, чтобы сделать хупу для живущих там граждан Дании. Ко всему прочему, сегодня в семьях не принято иметь больше одного ребенка, отсюда и небольшое количество браков.
— Что заставляет еврейскую молодежь уезжать из спокойной Дании в эпицентр ближневосточного конфликта?
— Мои собственные дети живут в Израиле. Они выросли в Дании, в свободной замечательной обшине. Однако они хотели вступать в брак только с евреями, хотели принимать активное участие в жизни еврейского государства. В конце концов, мы воспитывали своих детей в тесной связи с Израилем. И лично я очень рад, что наши дети выбрали именно тот путь, который мы всегда считали верным.
С другой стороны, я прекрасно понимаю, как это может выглядеть со стороны: твоя семья в Израиле, а твоя община в Дании становится все меньше и меньше... На протяжении всей 400-летней истории датского еврейства количество евреев в стране то росло, то убывало. Когда община сокращалась, вдруг происходили вливания эмигрантов из других стран. Однако, я думаю, больше таких притоков уже не будет. Изменилась политическая ситуация... Евреи едут в Израиль, в США. К тому же сегодня Дания довольно закрыта для эмиграции. Конечно, нельзя загадывать, но рано или поздно еврейская община Дании исчезнет.
— За всю историю еврейского присутствия на европейском континенте датское королевство являлось островком, практически свободным от антисемитских предрассудков. Даже в годы Второй мировой войны оккупированная нацистами Дания спасла 95 процентов проживавших в стране евреев. В современной Европе антисемитизм приобрел новые формы. Как правило, это связано с антиизраильски настроенными иммигрантами из арабских стран. Как обстоят дела с антисемитизмом в Дании сегодня?
— В Дании практически отсутствует это явление. Конечно, когда происходит что-то в Израиле, местная левая пресса традиционно занимает антиизраильскую, пропалестинскую позицию. Тем не менее в массе своей датчане настроены очень произраильски. Я бы даже сказал — проеврейски. Все что касается иудаизма и еврейства очень привлекает датчан. К примеру, Большая хоральная синагога в Копенгагене открыта для экскурсий. В год болеее 200 групп датчан посещают синагогу. Среди них школьники, молодежные организации. Сегодня религия в Дании играет гораздо большую роль, чем 25 лет назад. Дело в том, что Дания — крайне светское государство, но с тех пор как в страну стали приезжать иммигранты из мусульманских стран, которые традиционно глубоко религиозны, датчане стали задумываться о религии. Многим из них именно иудаизм кажется наиболее привлекательным.
— И есть такие датчане, которых иудаизм привлек настолько, что они готовы пройти гиюр?
— Есть, но очень немного. В такой маленькой общине это крайне трудно. Три-четыре гиюра в год.
— Ассимиляция уже давно стала главной угрозой еврейского мира. Как правило, в еврейские школы принимают только галахических евреев. Соответственно, те дети, у которых только отец еврей, отторгаются этой общиной или же попадают в общины реформистов. Как эту сложную проблему решают в Дании?
— В еврейской школе в Копенгагене учатся 200 детей, среди них есть и неевреи. По достижению возраста бар-мицвы, если родители желают, чтобы их дети продолжали обучение в еврейской школе, дети проходят гиюр... Вернее, даже наоборот: если родители хотят, чтобы их дети прошли гиюр, они должны учиться в еврейской школе.
Датская еврейская община обладает очень давними традициями. Вопросы гиюра очень сложны. Сегодня если родители хотят дать своим детям еврейское образование, они вынуждены платить. В обычную госудраственную школу ребенок может ходить бесплатно, но в еврейской школе они должны платить за обучение. Таким образом люди демонстрируют свою готовность быть членами общины. Голосуют датской кроной.
Биографическая справка:
Бент Лекснер родился в 1946 году в Дании. Родители его матери в начале XX века эмигрировали из Российской империи. Направлялись в Соединенные Штаты Америки, но по дороге осели в Дании. В годы Второй мировой войны родители Лекснера оказались в числе спасенных от нацистов 7550 датских евреев. После окончания школы Бент Лекснер занимался бизнесом, принимал активное участие в деятельности датских еврейских организаций. В 1971 году уехал в Израиль, где обучался на раввина. В 1976 году вернулся в Данию, преподавал в школе. В 1996 году был избран главным раввином Дании. Женат, имеет троих детей и шестерых внуков.
Беседовали Александр Фишман и Авраам Грозман