Top.Mail.Ru

Интервью

«По инерции жить не люблю»

18.11.2011

Елена Погребижская известна публике не только как певица и экс-лидер группы Butch, но и как талантливая журналистка, писательница, режиссер и телеведущая. До начала музыкальной карьеры она работала политическим комментатором программы «Время», вела репортажи из Кремля и горячих точек. В 2000-х Елена оставила журналистику и профессионально занялась музыкой, создав группу Butch. В прошлом году Елена, обладательница двух премий ТЭФИ и член Российской академии телевидения, создала собственную телекомпанию, которая активно сотрудничает с ведущими российскими телеканалами. О своем новом фильме, жизненных приоритетах и работе в горячих точках Елена рассказала в интервью Jewish.ru.

— Лена, по телефону вы упомянули о своем новом фильме. О чем он?

— Его рабочее название — «Без семьи». В советское время бездомных детей прятали с глаз долой. Чтобы глаза не мозолили. Так что можно было жить совсем рядом и не догадываться, что вот тут, в сером здании за забором, — детский дом… И я уже давно не могу отделаться от этой темы. Как ее назвать? О сиротах? Нет. Об усыновлении? Нет. Или и об этом тоже. Но больше вот о чем: что внутри у тех, кто хотел усыновить и ему не дали; у тех, кто хотел бы усыновить, но не знает, с чем столкнется. Как именно живут в детских домах дети? Кто им помогает? Как они живут, когда их усыновят, а потом вернут? В кого они вырастают? Почему там так все устроено, а не иначе? И другие ли они, чем мы? Их кладут в психушки в качестве дисциплинарного взыскания, будто на дворе 37-й. Они не понимают ценности вещей и куда-то девают подаренные удочки и фотоаппараты. Их часто усыновляют на время, а потом возвращают, как что-то ненужное, назад. Я не буду давить слезу из зрителя, хотя в других моих фильмах этого не было. Мне были так интересны герои, что невозможно было не снять о них фильм. Здесь та же история. Я просто хочу рассказать о своих героях и тем самым помочь кому-то, тронуть зрителя и что-то сдвинуть в окружающем пространстве. Это то, что делает работу не зряшной, а глубокой. Напомню, что два других важных для меня фильма похожей тематики, «Доктор Лиза» и «Продавец крови», получили две ТЭФИ, что, конечно, было важно для меня. Но самое главное: благодаря этим и другим фильмам кто-то прожил немного дольше, кто-то избавился от страхов и панических атак, кто-то пришел помогать Лизе, кто-то дал парню 200 тысяч на операцию.

— Недавно вы стали телеведущей телеканала «Дождь». Как вам эта роль?

— Вообще-то быть в эфире мне нравится, а новости вести — нет. Поэтому я свое присутствие на «Дожде» сейчас свожу к минимуму. Даже к нулю. Хотя сам канал мне очень симпатичен, но меня на самом деле тошнит от перестановок в правительстве, от того, кто из политиков что сделал, сказал, как в очередной раз подставил население. Я и так знаю, что большинство российских руководителей — конченые козлы, противно копаться в деталях, а это и есть суть новостей.

— Чем вас привлекла тележурналистика? Кто помог определиться с выбором профессии?

— Это просто сфера для приложения моего любопытства, я люблю писать и говорить, а теперь еще и снимать. В стародавние времена это был еще и лучший вариант трудоустройства после филфака.

— Что вы чувствовали, получая ТЭФИ?

— Что я молодец, что я самый крутой теледокументалист в стране. И так два раза. У меня две ТЭФИ.

— Каково это — работать в горячих точках? Было страшно?

— По-моему, нет. Это так давно было. Это мне теперь многое страшно — от подворотен до взрывающихся мусорных пракетов. А раньше не было. Думаю, просто сейчас мне есть, что терять.

— Насколько я понимаю, музыка в вашей жизни пришла на смену журналистике. Вам не жаль было бросать карьеру?

— Да я постоянно меняю одно на другое. Теперь вот только и делаю, что кино снимаю, а концертов не даю. Музыку вот тоже было жалко бросать, а что делать? Мои приоритеты меняются раз в каждые несколько лет. А по инерции жить я не люблю. Вот и меняю профессии. Хотя выбираю только из двух — музыка и журналистика.

— Что означает музыка лично для вас? Кто ваша аудитория?

— Музыка — это музыка. Я ее люблю. Это ни на что не похоже. Сейчас уже не знаю, кто аудитория, я года полтора играю один концерт в три месяца.

— Поддерживают ли вас в ваших начинаниях родители?

— Мама во всем вообще поддерживает, сколько себя помню, а с отцом мы отношений не поддерживаем сейчас.

— Расскажите о своих еврейских корнях. Интересовались ли вы
происхождением своей семьи? 

— Да, только семья такая большая, что я все время что-то забываю из того, что мне рассказывали. Мне сестра даже дерево генеалогическое рисовала — кто откуда. Один предок строил железную дорогу в Средней Азии. Были чаепромышленники. Очень много врачей, пять поколений — от стоматологов до терапевтов. Могилы по разным странам раскиданы, от еврейского кладбища в Тбилиси до Ташкента.

— Находится ли в вашей жизни место еврейским традициям?

— Нет. Еврейские традиции — это в основном религия, а я в Б-га не верю. Ну, или необходимость, которая содержится в одном флаконе с репатриацией, а я пока живу в России.

— Каков ваш основной жизненный принцип?

— Никогда не сдаваться.


Соня Бакулина

{* *}