Top.Mail.Ru

Интервью

Теодор Шанин

Профессор Шанин

25.11.2011

Биография этого человека вполне могла бы послужить основой сюжета для увлекательного художественного фильма. Специалист по истории русского крестьянства, профессор социологии Манчестерского университета, основатель Московской школы социологических и экономических наук, сибирский ссыльный и солдат, сражавшийся за независимость Государства Израиль, — все это Теодор Шанин. Родился он в 1930 году в Вильно, принадлежавшем тогда Польше; после присоединения в 1939 году Вильно и прилегающих территорий к СССР отец Теодора был арестован, а мать с сыном — отправлены в Сибирь. В 1948 году, после принятия ООН решения о создании на территории Палестины еврейского и арабского государств, по поддельным документам приехал в Хайфу и поступил на службу в израильский спецназ. В 60-х годах Теодор переехал в Великобританию, стал профессором Манчестерского университета. В 90-х годах — обосновался в Москве и создал Московскую школу социологических и экономических наук — университет, организованный по принципам западных вузов. О своей сионистской семье, службе в «Пальмахе» и любви к знаниям Теодор Шанин рассказал в интервью Jewish.ru.

— Господин Шанин, как долго вы живете в России?

— Дайте подумать... С момента основания Московской высшей школы социальных и экономических наук, то есть с 1995 года.

— Что привело вас сюда? Чем вызван такой интерес к нашей стране?

— Это вопрос работы. Принимая решение о переезде, я еще не знал, что останусь здесь надолго. В то время у меня появилась цель — создать в России альтернативный университет на западный лад. Написал письмо тогдашнему министру образования России Геннадию Ягодину, в котором поделился мыслями по поводу создания нескольких университетов, организованных по принципам западных высших учебных заведений. Мы встретились, он сказал, что ему нравится эта идея и предложил начать с Англии — страны, которая мне ближе всего. В то время я был профессором Манчестерского университета. Так мы решили создать английский университет, который бы представлял собой экспериментальную площадку для внедрения инноваций в области образования. Надо сказать, что мое предложение одобрили двое — министр и Юрий Левада, с которым мы были очень дружны.

— Каким было ваше восприятие Россия тогда, и каково оно сегодня?

— Тогда было куда более активное развитие новых возможностей. В образовании был потенциал, и я это чувствовал. Развитие шло довольно-таки быстро.

— А что происходит сейчас? Стагнация?

— Стагнации нет. Те, кто говорят, что в обществе есть стагнация, не понимают, что такое общество. Оно всегда меняется. Но в же то время создавалось новое государство, и это было особо интересно. Это одна из главных причин, по которой я не захотел возвращаться обратно в Англию. Хотя, если бы мне раньше сказали, что я осяду в России, я бы очень удивился! Я занимался различными исследовательскими работами и всегда был связан с разными странами: это меня гоняло по всему миру.

— Интерес к России в полной мере отражается в ваших исследованиях. Чем вас заинтересовала тема русского крестьянства?

— Будучи студентом, я должен был выбрать тему для своей докторской работы. Мои научные руководители спросили, чем бы я хотел заниматься, и я ответил, что меня интересует русская революция, в частности, два ее элемента: интеллигенция и крестьянство. Тема крестьянства, которой в Англии в то время никто не занимался, заинтересовала меня намного больше. Я предложил ее своим руководителям, и они меня поддержали. В результате проведенного исследования в свет вышла моя книга «Неудобный класс» (The Ankward Class: Political Sociology of Peasantry in a Developing Society: Russia 1910−1925). Чем дальше я углублялся в тему, тем интереснее становилось. В течение первых двух лет эта тема «не давалась» мне вообще. Чувствовалось, что ей практически никто не занимался: «пустыня», да и только! Благодаря этой работе я невероятно быстро стал профессором.

— Вы много времени уделяете образованию. Тягу к знаниям, наверняка, привили вам ваши родители?

— Родители были очень образованными людьми. Отец был купцом. Будь он жив, он бы очень удивился, что я стал профессором университета. Он был бы очень горд.

— Почему?

— В его понимании это было самое высокое звание... Мечта! Надо сказать, что я сам от себя такого не ожидал (смеется).

— А вы были единственным ребенком в семье?

— Нет. Мою сестру убили немцы. Ей было четыре года. Она была очень красивым ребенком... Мы жили в Вильно. Перед началом войны моего отца арестовало НКВД, и нас должны были отправить в ссылку. Это нас и спасло... Увидев сестру, полицейские, которые пришли нас арестовывать, отозвали отца в сторону и сказали, что не могут сообщить, куда нас отправят, но это будут очень тяжелые условия, и ребенок их просто не выдержит. «Мы готовы ее не заметить», — сказали они. Меня, 10-летнего, послали за дедом, который забрал сестру к себе. Жест доброй воли со стороны полицейских кончился плохо. Война началась, когда мы были еще в эшелонах. Немцы вторглись в Вильно на третий день войны. Одному моему другу удалось спасти — он через лес ушел пешком на восток. Остальные остались. Дед и сестра погибли в гетто.

Отец попал в лагерь в Свердловской области, а мы с мамой — в спецпоселение в Алтайском крае. Я решил для себя, что когда мне исполнится 16 лет, я убегу. Спланировал, как уходить: не к железным дорогам, а, наоборот, в глубь Алтайского края, чтобы попробовать пробраться в Китай. Так что к 10 годам у меня уже был план побега.

— Как ваша мама перенесла разрыв с отцом и потерю дочери?

— Она была очень отважной, сильной и умной женщиной. Разрыв с отцом не был проблемой, самым большим горем был разрыв с ребенком. Она не могла простить себе, что согласилась разделить семью. Несколько лет ей было очень трудно. В остальном мама была боевой, энергичной женщиной. Из-под ареста нас освободили почти немедленно. В начале войны СССР подписал с Англией договор о взаимопомощи. При посредничестве английского правительства были начаты переговоры СССР с Польшей, в результате которых был подписан договор Сикорского-Майского. Глава польского правительства в изгнании Владислав Сикорский выставил свое условие: Советский Союз должен был амнистировать всех польских военнопленных и содержащихся в заключении на советской территории польских граждан. Мы, как жители Вильно, подпадали под эту категорию. Нас отпустили, и мы внезапно оказались свободными людьми — правда, с ограничениями. Группа бывших арестантов (в которой находился я) решила, что надо идти на юг. В Сибири у нас не было ничего: ни одежды, ни картошки (сибиряки только благодаря ей и жили). Так мы попали в Самарканд, где я прожил большую часть войны.

— Когда вы впервые задумались о том, чтобы уехать в Палестину?

— У нас была сионистская семья. Отец — один из лидеров сионистского движения Вильно. Когда он освободился (отец нашел нас только через полгода), было ясно, что первым делом нам надо было вернуться в Вильно, чтобы найти сестру, а потом уж — как пойдет. Я приехал в Палестину, когда мне было 17 лет. В то время мы, как виленчане, могли выбирать, где нам остаться — в Польше или в СССР. Мы выбрали Польшу, откуда можно было довольно свободно выезжать за границу. В 1947 году мы уехали в Париж — в то время начались переговоры о создании израильского и арабского государств. Помню вечер, когда мы праздновали решение ООН о создании Израиля, что для сионистского движения было началом осуществления всего того, за что они боролись. Люди плакали, обнимались. Мой отец произнес тогда необыкновенную речь. Он говорил о том, что мы, как нация, которая пострадала больше всех, создадим рай на Земле, страну, в которой не будет межнациональной розни, а будут взаимопонимание, уважение и так далее. Председатель встречи, увидев меня в толпе, сказал: «Я вижу сына человека, который так прекрасно описал нашу будущую прекрасную страну! Теодор, что ты скажешь?» И я ответил: «Война начинается сегодня. Нет страны, которая была создана только потому, что кто-то этого очень хотел. Грядут трудные времена, грядет война». Как холодом повеяло от этих слов. Когда мы вернулись домой, я сказал, что собираюсь уехать в Палестину и присоединиться к вооруженным силам. Отцу это очень не понравилось. Он, как и многие сионисты, был готов посылать на смерть других людей, но только не собственного сына. Дома был страшный скандал. Мама молчала. В конечном итоге я повернулся к ней и спросил: «Мама, ну а ты что скажешь?» Она ответила, что никогда не была сионисткой и все эти идеи ей чужды, однако, если я считаю нужным так поступить, то это мое решение, и она его примет. «Мне очень страшно думать о том, что ты уйдешь на войну, — сказала она, — но я тебя поддержу». Моего отца это поставило в совершенно дурацкое положение. Великий сионист, лидер движения — и тут такое... И я уехал — нелегально, по поддельным документам, которые изготавливали лучшие мастера, которых немцы оставили без работы. Согласно документам, я направлялся в Боливию или Парагвай, чтобы учиться бизнесу у своего дяди. Перед этим я должен был заехать в Тель-Авив к, якобы, умирающей от рака маме. Какая-то женщина должна была затребовать меня в том случае, если бы меня задержали на границе. 3-го марта 1948 года я приехал в Хайфу.

— Что вы почувствовали в тот момент?

— Я был очень рад. Все шло по плану! Я получал то, чего хотел, а хотел я на фронт. Как вы понимаете, в то время я был уже очень взрослым... Я прекрасно понимал, что без знания иврита я буду на фронте не годен. Прожив три месяца в киббуце «Маабарот», я решил, что приобретенных мной знаний хватает для того, что воевать, и отправился в штаб «Пальмаха» в Тель-Авиве. Я пришел на комиссию по набору солдат:

— Здоров?

— Да.

— В какой батальон хочешь?

— А я не знаю между ними разницы...

— Ну хорошо, пойдешь в шестой батальон коммандос.

Так я попал на Иерусалимский фронт.

— Как вам дались первые дни на войне?

— Очень хорошо. Мне нравилось воевать. Чего еще можно ожидать от 18-летнего мальчишки? Это же страшно интересно! К тому же мы воевали за великое дело, за великую идею, которую сами же и выбрали. Выполнял идеологические задачи, которые в нашей семье воспринимались, как нечто само собой разумеющееся. Я был счастлив! Кстати говоря, на фронте я, если можно так выразиться, успокоился. Раньше я был очень напряжен и горек: погибла моя сестра, погиб мой родной город. Мне было 16 лет, но уже тогда я был очень жестким и взрослым мужчиной. И вдруг я успокоился. До этого я жил в довольно-таки антисемитской стране, постоянно дрался. Каждый раз, когда мне говорили что-нибудь злое про мою национальность, я, не задумываясь, кидался на обидчика с кулаками. Но все изменилось, когда я попал в израильскую армию, причем в ее элитное подразделение. Я очень гордился своим значком «Пальмаха», и все действительно было очень хорошо! Война в итоге закончилась, и я ни разу не был даже ранен.

— Какой вы видели свою дальнейшую жизнь?

— Было ясно, что надо учиться. После войны я приехал в Иерусалим — посмотреть, чему там можно научиться. В списке факультетов и предлагаемых программ обучения я не нашел для себя ничего подходящего. Они казались мне слишком детскими: введение в экономику, введение в философию. В общем, сплошные введения, какого черта?! В 18 лет я считал себя очень взрослым, а тут какой-то «детский лепет». Вдруг среди объявлений я заметил «Школу социальной работы». Направление работы: криминальная молодежь, социальная жизнь национальных меньшинств и так далее. Все это звучало, как настоящее дело! Я пошел по указанному адресу, в комиссии меня встречает девушка:

— А сколько вам лет?

— Мне 17.

— Молодой человек, приходите через год. Социальная работа требует взрослости.

Я постучал по своему значку «Пальмаха» со словами: «Я для вас недостаточно взрослый?» Девушка от меня отскочила, куда-то убежала и через какое-то время вернулась, сказав, что поговорили с директрисой , и та готова меня принять — в виде исключения. Так я попал в Школу социальной работы. Я не знал, что это такое, но мне было очень интересно. В итоге я получил диплом социального работника, это моя первая профессия. После окончания начал работать с криминальной молодежью Тель-Авива. Работалось мне очень хорошо. Надо сказать, что я очень подходил на это место. Криминальная молодежь — это мальчишки, которые потеряли свой путь и которым нужны свои герои. Кто, как не я, подходил на эту роль? Мне и впрямь эта работа давалась лучше, чем другим.

— Получается, что вы работали практически со своими сверстниками?

— Почти. На два-три года младше. Я был для них героем, вписывался в идеал настоящего мужчины. С этого и началась моя профессиональная работа.

— А что привело вас в Англию?

— На каком-то этапе я просто очень устал. У социальной работы есть очень важная особенность, о которой люди забывают, — она тебя сжигает. Ты вкладываешь в нее все силы, все эмоции — все, что есть. В социальной работе я пробовал себя в разных направлениях: работал с молодежью, больными туберкулезом и так далее. Мне было очень интересно, я многому тогда научился. В конечном итоге я возглавил крупный центр по реабилитации инвалидов. Со временем я стал душевно уставать. Тогда я решил взять перерыв и заняться чем-нибудь другим, передохнуть. Параллельно с работой закончил университет; у меня было право на обучение на постдипломном уровне. Тогда я решил заняться академической работой, в частности — крестьянством.

— Как вам жилось в Великобритании?

— Я очень люблю Англию и являюсь гражданином этой страны. У нас с ней очень сильная связь. Мне очень близок дух Англии и ее приличное отношение к людям.

— Теодор, насколько мне известно, одно время вы поддерживали отношения с Джорджем Соросом...

— В то время, когда создавалась Московская школа, я действительно был близок с Джорджем.

— Вы общаетесь до сих пор?

— Да, но что значит «общаюсь»? Он ворочает своими миллионами, а я занимаюсь своим делом. Когда он пригласил меня в Америку на празднование своего 80-летия, я с удовольствием принял его приглашение. Это было выражением близости — как с его стороны, так и с моей.

— Что это за человек? Как бы вы его охарактеризовали?

— Чрезвычайно интересный человек, о котором можно очень долго рассказывать.

— Вы продолжаете преподавать? Чем, в основном, занимаетесь?

— Нет, я уже не преподаю. Занимаюсь организационными вопросами. Примерно два года назад я передал руководство Московской школы другим людям, а сам стал ее президентом. Как говорится, когда с человеком не знают, что сделать, его делают президентом (улыбается).

Соня Бакулина

{* *}