«Еврейская кровь бурлит во мне»
27.04.2012
27.04.2012
Алла Сигалова считается основоположницей такого направления искусства танца, как contemporary dance. Выпускница Академии балета им. Вагановой и ГИТИСа, она является одним из самых востребованных и авторитетных российских хореографов. В 1989 году Алла Сигалова создала «Независимую труппу» — фактически, первый в России театр современного танца. Алла Михайловна признается, что еврейское происхождение оказало огромное влияние на ее характер: «Мне кажется, что еврейская кровь бурлит во мне намного сильнее, чем славянская, — говорит она. — У меня замечательные корни, и я ими очень горжусь!» Корреспондент Jewish.ru встретилась с известным хореографом в учебном театре Школы-студии МХАТ, где она заведует кафедрой пластического воспитания. О своей любимой профессии, антисемитизме в собственной семье и умении ценить время Алла Сигалова рассказала в интервью нашему изданию.
— Алла Михайловна, говорят, что вы очень волевой и в чем-то даже жесткий человек. Это так?
— Понятия не имею. Какое отношение имеет ко мне этот образ?
— Как, например, вас воспринимают ваши студенты?
— А я с ними на эту тему не общалась. Почему это должно меня интересовать? Неужели я буду подходить к ним и спрашивать: «А я вам нравлюсь?». Меня это нисколько не волнует.
— Чем вы занимаетесь в настоящее время?
— Театр, телевидение. И то и другое для меня очень важно, я стараюсь заниматься этим честно. Недавно прошел дипломный спектакль на музыку группы Pink Floyd (курс Константина Райкина), впереди у меня большой телевизионный проект, связанный с классическим балетом. Кроме того, на носу постановка балета «Отелло» в Латвийской национальной опере.
— Насколько мне известно, вы начинали, как балерина...
— По статусу я не балерина, а танцовщица. Училась в Академии русского балета им. Вагановой, затем на режиссерском факультете ГИТИСа.
— Что сподвигло вас связать жизнь с искусством танца? Вы родились в артистической семье?
— Конечно. Папа был пианистом, мама — танцовщицей, танцевала в Театре комедии. Мое будущее определила среда, в которой меня воспитывали. Я могла бы поступить в драматический театр, заниматься музыкой или еще чем-то, связанным с театром (в театре очень много интересных профессий), но я решила танцевать.
— Как отнеслись к вашему выбору родители?
— Они полностью меня поддержали.
— Танцевальный мир известен своими интригами. Вам приходилось сталкиваться с чем-то подобным?
— А мир эстрады не связан с интригами? А мир драмы, врачей, ученых?
— Многие танцовщицы часто вспоминают о склоках в театре, завистливых соперницах...
— Со мной ничего такого не происходило.
— У вас двое детей. Повлияло ли их рождение на вашу профессиональную карьеру?
— Конечно, повлияло — но только с положительной стороны.
— Они занимаются танцами?
— Слава Б-гу, нет!
— Почему?
— Они выбрали другой путь. У них своя жизнь, которую они строят сами. Я не имею никакого права навязывать им свое мнение.
— Алла Михайловна, расскажите о своих еврейских корнях.
— Они достались мне от папы. Дедушка был бакинским евреем (их называют татами), бабушка — грузинской еврейкой. У меня замечательные корни, и я ими очень горжусь. Мама — русская, родилась и выросла в Ленинграде. Мне кажется, что еврейская кровь бурлит во мне намного сильнее, чем славянская.
— Как вы это ощущаете? Присущи ли вам какие-то характерные еврейские черты?
— Выживаемость — это, пожалуй, самая главная черта. Остальное, как мне кажется, довольно-таки размыто. Конечно же, семейные ценности — евреи смогли их сохранить, в то время как русские, наоборот, растеряли. У меня ведь и муж еврей. Однако к еврейской религии мы не имеем никакого отношения. Очень взрывная смесь из нас получилась. Мы чувствуем свои корни, но при этом мы русские — мы родились и выросли в русской ментальности и культуре. Для людей, которые занимаются искусством, мировоззрение определяется культурой.
— А ваши дети?
— Мой сын два года назад заявил, что не верит в Б-га. Ему 17 лет, и он находится в процессе становления и понимания мира. Куда приведет его жизнь — я не знаю и влиять на это не могу.
— Вам знаком антисемитизм?
— Еще как! Это происходило внутри моей семьи. Моя русская бабушка всячески меня оскорбляла.
— Она не приняла вашего отца?
— Мамин выбор стал для ее родителей настоящим ударом. У нас были очень сложные отношения.
— А как на это реагировала ваша мама? Она пыталась вас примирить?
— Дело в том, что она не знала о том, что происходит. Я никогда ей не жаловалась. Те, у кого есть еврейская кровь, поймут о чем идет речь. Все это меня очень закалило.
— Мешало ли вам ваше происхождение в профессиональной деятельности?
— Нет, хотя были всяческие угрозы. Мне звонили, говорили очень неприятные вещи, которые, конечно же, отпечатались в моем сознании, однако сказать, что это как-то повлияло на мою карьеру, я не могу. Хотя, может быть, и повлияло, просто я, возможно, не в курсе.
— В одной биографической справке указано, что вы Алла Михайловна, в другой — Алла Моисеевна. Так как же правильно?
— В свое время папа был вынужден поменять документы (он потратил на это все свои сбережения), и в том паспорте, который он получил уже во взрослом возрасте, написано, что он не Моисей, как нарекли его при рождении, а Михаил. И не еврей, а грузин.
— Вы выросли в Ленинграде, но потом уехали в Москву одна. Тяжело было привыкать к новому городу?
— Первое время — очень. Надо сказать, что Москва так и не стала мне родной, хотя я и прожила здесь большую часть жизни, тут родились мои дети. У меня два дома — в столице и в Питере.
— А почему вы уехали?
— Это очень личное. Так было нужно.
— Вы не жалеете?
— Ни в коем случае. Я вообще ни о чем не жалею. Жизнь потрясающе складывается.
— Вы закончили ГИТИС. Почему выбор пал именно на это учебное заведение?
— Сначала я закончила режиссерское отделение, потом ассистентуру. Проходила мимо — дай, думаю, зайду. Так и поступила. Меня взяли сразу.
— Чем запомнились годы учебы?
— Абсолютным дискомфортом, который я испытывала в стенах институтах.
— Вы жили в общежитии?
— Нет, я всегда снимала квартиру. Я не коллективный человек. В общежитии мне было бы очень трудно.
— Кто из педагогов оказал на вас наибольшее влияние?
— Я с огромным пиететом отношусь к своим педагогам, это люди, которые сформировали меня, как личность. Это выдающиеся артисты советского балета — Наталья Михайловна Дудинская, Ирина Георгиевна Генслер, Константин Михайлович Сергеев и многие другие. Любой педагог, даже самый нелюбимый, оставляет в душе огромный след. Поэтому я всегда говорю своим студентам: берегие каждого своего преподавателя! Даже самый никудышный педагог вносит свой вклад в ваше развитие.
— Любая профессия накладывает на человека определенный отпечаток. А как она проявилась в вас лично?
— Вы знаете, мы сейчас с вами заговорили о еврейской составляющей, и я понимаю, что корни оказали на мой характер огромное влияние! И таких вещей очень много — в том числе, в профессии. В то же время, глядя на своих детей, я удивляюсь — насколько же они другие... Поэтому я уверена, что человек формируется уже в утробе матери.
— Чем вы занялись после окончания ГИТИСа?
— Мария Осиповна Кнебель, еще один знаковый человек в моей судьбе, взяла меня преподавать на свой курс. Она каким-то образом почувствовала, что мне нужно быть педагогом. Так что на эту тропинку я встала благодаря ей. Потом я уже участвовала в постановках: один режиссер позвал, другой — так и завертелось.
— Вас называют «основоположницей современного танца в России»...
— К сожалению, да. Мне кажется, что я должна была сделать больше. У меня так и не получилось настоять на том, чтобы в хореографических училищах был создан курс современной хореографии. Пока за мной движется очень мало людей.
— Как вы оцениваете успехи России в этом направлении? На Западе в этом жанре работает множество танцевальных коллективов. А что у нас?
— Есть отдельные люди, которые пытаются что-то делать, но в целом никакого движения не происходит. Пока не будет полноценного образования, все это будет проходить на уровне самодеятельности. Отделений современного танца у нас пока нет. Я постоянно занимаюсь этим вопросом, но пока — безуспешно. Против этого стоит целая система.
— А свою школу вы открыть не хотите?
— Сколько людей мне уже об этом говорили... Я очень многого хочу в рамках своей профессии, но меня попросту не хватает на все. Тем не менее я все равно «копаю траншею» — иногда медленно, иногда с огромной скоростью, потом останавливаюсь и думаю: а зачем мне это все надо? Иногда просто руки опускаются.
— А вы работаете со звездами нашей эстрады?
— Нет. Раньше работала с Лаймой Вайкуле, много сделала с Анжеликой Варум. Предложений масса, но, если учесть, на каком уровне находится наша эстрада, мне они совершенно не интересны.
— А что вам интересно?
— Театр, педагогика, телевидение. Особенно последнее, так как это возможность транслировать свои идеи и взгляды на огромную территорию.
— А в кино вы сниматься не пробовали?
— Пробовала... В кино ты всего лишь краска в руках режиссера, а я привыкла быть лидером и вести за собой людей. «Хоровое пение» — это не про меня.
— А как вы относитесь к мюзиклам? Осенью в Москве открылся Театр мюзикла под руководством Михаила Швыдкого. Не хотите поставить что-нибудь свое?
— Я не люблю российские мюзиклы. Мне кажется, что мы в этом пока не особенно преуспели.
— В свое время вы работали за рубежом. Какие отличия в принципах работы вы для себя отметили?
— Отличия колоссальные! В первую очередь, в организации процесса и в подходе людей к професии. Там умеют уважать время.
— Кстати, о времени. У вас, наверное, бешеный график. Как вы все успеваете?
— Тщательно выстраиваю каждый свой день. Никогда не опаздываю (все над этим смеются). Если же такое происходит, чувствую себя очень неловко, страшно нервничаю.
— Какие качества вы цените в людях прежде всего?
— Дисциплину.
— А как вы проводите свободное время?
— Стараюсь побыть с детьми, а если мне удается с ними куда-нибудь уехать, то это — самое счастливое время! Они взрослеют, и нам уже не так часто удается соединиться. А вообще, стараюсь выбираться поближе к воде, к морю.
Соня Бакулина