С Юлией Идлис мы встретились на фестивалесовременного искусства «Текстура», проходившем в Перми. Разговаривали в перерывемежду показами фильмов — Юлия входила в жюри фестиваля. Но главное, о чемхотелось поговорить там, — о самоидентификации. И мы говорили: о том, кем себяЮлия ощущает — поэтом или журналистом, еврейкой или русской. Об искусстве— Юлия, вы кто? Где-то пишут, что вы журналист, где-то, что поэт, где-то,что блогер. А вы себя кем считаете?— Мне бы хотелось считаться литератором в широком смысле. Не только поэтом.Потому что сейчас я начала делать вторую большую книгу. Первая была в жанреnon-fiction, это было документальное исследование про русских блогеров. Асейчас я хочу сделать fiction. Это будет большой проект. Пока еще непонятно,что из него вырастет. В общем, мне было бы приятно считаться человеком, которыйработает с художественным текстом в широком смысле. Но я и журналист тоже. Хотя,с моей точки зрения, настоящие журналисты — это те, кто ездит в киргизскийгород Ош и пишут о том, как свергают президента, или отправляются писать о приморскихпартизанах, отстреливающих милиционеров. Я в этом смысле не совсем журналист. Япишу про культуру, я не бегаю по горячим точкам и не пишу репортажи с местсобытий. Я скорее себя чувствую критиком, который наблюдает не за людьми, а запроцессами в обществе, и что-то об этом говорит. Об этих процессах можно говоритьв жанре статьи, а можно — в жанре романа. А мне хочется и то, и другое.
— Смотрите, как интересно: мы с вами говорим (и пишем) о культуре в каких-тосовершенно новых терминах. Вы говорите, что собираетесь «делать проект», имея ввиду, что планируете написать книгу. Почему не роман, не повесть?— Да потому, что это будет именно проект. Это будет книга, природа которой мнепока еще не очень понятна. Потому что ближе всего к тому, что я хочу сделать,находится жанр, который сегодня очень популярен в кино, — мокьюментари. Это какбы документальный фильм, в котором на самом деле все придумано. Нечто такое жея хочу сделать в форме книги. Поэтому я не очень понимаю, что это будет. Возможно,роман. Моя первая книжка «Рунет. Сотворенные кумиры» хоть и быладокументальной, все равно была отчасти романом.
— Это же был сборник интервью с известными блогерами. Какой же это роман? — На мой взгляд, когда ты пишешь о каком-то куске действительности, ты его изэтой действительности вырезаешь. И таким образом у тебя получается уже недействительность, а твоя рамка, твое представление о действительности. Этоактуально даже для журналистского текста. Поэтому все, что мы делаем, это всеравно fiction разного разлива. Сегодня говорить о чистых жанрах неудобно истрашновато, потому что это не отражает то, что ты на самом деле делаешь. И,кроме того, это загоняет в некие рамки: сказал «пишу роман», тогда уж точнонужно писать роман. Все остальное, что выбивается из этого понятия, уже неукладывается в рамки жанра.
— Получается, границы жанров смазаны?— А это очень типичная сегодня история. К примеру, документальные и игровыефильмы участвуют в программе пермского фестиваля «Текстура» вместе. Дело в том,что документальный и игровой жанры сейчас в принципе сливаются. Именно потому,что документалист все равно вырывает кусок реальности и подает нам то, что онхочет подать. Режиссер игрового кино пользуется тем, что видел и воспринимал вреальности, за рамки своего опыта он все равно не может выйти. Так что янадеюсь, что в ближайшее время придумают непротиворечивые термины для всех этихявлений. Чтобы не называть книги, которые мы пишем, проектами. Конечно, этомодерновый культурный сленг. Но пока так.
— Было бы неплохо, а то мы с вами как будто разговариваем не об искусстве, ао бизнесе. Это там — проекты...— А у бизнеса есть творческая составляющая. Когда человек делает бизнес-проект,он тоже его делает на вдохновении. Без этого ничего не получится.
— Но он это делает, чтобы продать. Получается, вы пишете, чтобы продавать?— Вовсе нет. Настоящий бизнесмен создает свои проекты для души, потому что онне может этого не делать. А деньги, которые он получает в результате, это такойже побочный эффект его деятельности, как миллионы писательницы Джоан Роулинг.Она ведь начала писать не потому, что стремилась заработать миллионы, просто ейхотелось написать такую историю. Так что, с моей точки зрения, бизнес иискусство, если они настоящие, очень близки. Ни то, ни другое не существуетради денег. И то, и другое существует ради того драйва, который человекощущает, когда это делает. А если Роулинг удалось заработать миллионы на книжках,это прекрасно.
— То есть художник уже не должен быть голодным?— Да, художник не должен быть голодным, что вы! Могу сказать как художник (
смеется).Это вопрос из разряда: «должен ли поэт быть несчастным?» С одной стороны,должен, конечно. Потому что несчастье — самый сильный эмоциональный опыт,который конвертируется в слова или в любое другое творчество. С другой стороны,если все время намеренно разрабатывать эту жилу, в какой-то момент онаисчерпается. Она должна существовать сама по себе, нельзя влиять на этотпроцесс. То есть нет железных правил, что нужно, чтобы художник был художником.Если мы поместим художника в железную клетку и будем его кормить один раз в неделю,совершенно не факт, что он напишет гениальный роман или картину. Может быть,напишет, а может, и нет. Это не та история, которую можно создаватьискусственно.
О национальном— По Интернету ходит ваш пост о том, что такое «хорошая еврейская девочка».А вы были хорошей еврейской девочкой?— Пожалуй, я никогда не была «хорошей еврейской девочкой», потому что я никогдане умела на таком уровне вести переговоры с реальностью. Но это умение менявсегда восхищало. Меня всегда очень «штырит», когда я вижу людей, способных клюбым манипуляциям. Это такой завораживающий процесс управления реальностью. Яне понимаю, как они это делают. И мне кажется, что это делается из какой-тонепрошибаемой внутренней уверенности в себе, в своем слове, в своей правоте. Итогда получается, что ты действительно прав, тебя все слушают. Потому что ведьв конечном итоге единственное подтверждение твоего слова — ты сам. Особенноменя поражает это в разговорах евреев с Б-гом. Что-то доказать Ему ты можешьтолько сам с собой.
— В смысле?— Ну, тем, что ты очень сильно вкладываешься в то, что ты говоришь, или невкладываешься. У хороших еврейских девочек это, мне кажется, получается чаще.
— Это национальностью обусловлено?— Мне кажется, это свойственно настоящим евреям, которые ощущают себя евреями.У них вообще разговор с Вселенной, на мой взгляд, устроен особым образом. Тоесть они прямо разговаривают с ней, у них идет диалог, при этом они себячувствуют равными собеседниками. Это поразительная история! Вот, к примеру,человек говорит: «Я делаю то-то, тогда у меня будет то-то». При этом вроде быэти вещи совершенно никак не связаны. Вроде: «Я не буду пить молоко по утрам, ичерез год у меня будет машина». Логики здесь никакой нет, просто человек четкоуверен, что у него такой уговор с Б-женькой. И действительно — через год у негоуже машина. Понятно, что это никак не связано с тем, пил он молоко по утрам илинет. Просто он так эту историю у себя в голове построил, что все работает.
— Вы говорите «они ощущают себя евреями». А вы?— У меня с этим сложно, потому что я формально еврейка наполовину — у меня вся отцовскаясемья еврейская. Очень старый род и очень чистая линия. А мамина семья наоборот— очень старый и чистый русский род. Получается, что в России я еврейка, а вИзраиле русская. Я не могу сказать, что я ощущаю себя кем-то одним — русскойили еврейкой. Я все детство прожила в двойственном мире. И до сих пор я себячувствую как бы между этими двумя мирами. Каждый раз, когда заходит русофобскийразговор среди евреев, я встаю на защиту русских. Но всякий раз, когда я слышуюдофобский разговор, меня начинает трясти, и я оказываюсь на другой стороне.Мне кажется, что часть еврейской самоидентификации — это как раз способностьсуществовать между мирами. Способность не принадлежать целиком даже еврейству.
— Зачем?— Потому что это дает возможность подняться над любым сообществом, расширитьсвои возможности. Увидеть, что на самом деле мы можем больше, чем то, чтопрописано неким сообществом. И тогда появляется возможность мыслить шире. А дляэтого нужно, чтобы человек не был привязан к среде, с которой он сам себя илиокружающие его ассоциируют.
— Получается, вы ощущаете себя еврейкой (или русской), только если слышитечто-то плохое о тех или других? То есть ваша национальная идентификацияпроисходит только от плохого?— Да. Просто когда говорят хорошее, радуешься и все. Но я не чувствую, что когдахвалят евреев, хвалят меня (или наоборот). Потому что очень странно чувствоватьсебя похваленной только за то, что во мне половинка какой-то крови. Это не моязаслуга, в этом нет ни хорошего, ни плохого — это просто так.