Еврей отдельно взятого Квебека
30.10.2015
30.10.2015
Победой оппозиционной Либеральной партии Жюстена Трюдо завершились 19 октября парламентские выборы в Канаде. О политических симпатиях канадских евреев, особенностях общинной жизни и мультикультурном Квебеке мы говорим с профессором еврейской истории Монреальского университета, консультантом ОЭСР и Всемирного банка по вопросам науки и высшего образования д-ром Яковом Рабкиным.
Еврейская община Канады – третья в мире по численности после общин в США и во Франции. Что представляет собой канадское еврейство в социально-демографическом плане?
– Почти 400 тысяч канадских евреев весьма сильно отличаются друг от друга, поэтому уместнее говорить не об общине, а об общинах. Например, в Монреале, где я живу, много соблюдающих евреев, среди которых хасиды всех направлений: Любавич, Сатмар, Сквира, Вижниц, Бельц. Дело в том, что правительство Квебека, в отличие от других провинций Канады, субсидирует частные школы, в том числе еврейские. Нигде больше в Северной Америке это не практикуется. Как следствие, обучение ребенка в частной еврейской школе в Монреале стоит вдвое дешевле, чем в Торонто, и это привлекает соблюдающих традиции евреев.
И много детей охвачены системой еврейского школьного образования?
– В Монреале – примерно половина еврейских детей, при этом надо понимать, что речь идет об очень разных школах. У каждой хасидской группы свое учебное заведение, есть светские школы, созданные в свое время БУНДом, например Yidishe Folks Shule (Народная еврейская школа), которая сегодня привлекает достаточно состоятельных людей; школа «Бялик»; Herzliah High School c более чем вековой историей; близкая к направлению модерн-ортодокс Hebrew Academy, в которой учились мои дети; сефардская Ecole Maimonide – всего полтора десятка школ в Монреале и примерно столько же в Торонто.
Квебек – франкоязычная провинция, соответственно, и в школах преподают по-французски?
– Право учиться на английском имеют только дети, чьи родители получили образование на этом языке. Но во многих еврейских школах есть английские и французские классы. Учтите также, что в Монреале проживает много сефардов – примерно 22 тысячи из 90 тысяч евреев города – в основном, выходцев из Марокко, то есть франкофонов. Вообще, община в Монреале, как, кстати, и в Нью-Йорке, была создана сефардскими евреями, приехавшими из Англии. Старейшая синагога города до сих пор называется Испано-Португальской. Сегодня это, конечно, уже другие сефарды, но как бы то ни было, евреи Монреаля – самая двуязычная группа в стране.
То есть монреальский еврей среднего возраста, выпускник англоязычной школы, свободно говорит по-французски?
– Почти каждый, хотя, поскольку многие пожилые евреи говорят только на одном из официальных языков, в среднем по провинции двуязычными считаются 62%. Мой сын, которому сейчас 33 года, окончивший англоязычную Hebrew Academy, работает сегодня в крупнейшем франкоязычном банке. С коллегами он общается по-французски, его автоответчик отвечает на этом языке, поэтому и для него самого, и для его приятелей перейти с английского на французский не составляет труда. Что касается федеральных служащих, то все они получают надбавку к зарплате за свое двуязычие.
Вообще, у нас языковой плюрализм: в банках Чайна-тауна с вами и по-китайски поговорят, а два десятилетия назад на дверях одного банка висело объявление: «Мы говорим на идише». В то же время вам везде ответят по-английски, если французским вы не владеете. Да и ни один канадский политик не сможет сегодня быть лидером своей партии, не будучи двуязычным.
Еврейские общины в англоязычных провинциях – Торонто или Ванкувере – существенно отличаются от монреальской?
– Община Торонто – крупнейшая в стране, более 180 тысяч человек. И там куда больше денег, хотя и у нас в Монреале есть мультимиллионеры: например, Давид Азриэли. Вообще, Монреаль не очень богатый город по сравнению с Торонто и Ванкувером, но вместе с ними он входит в первую пятерку городов с наиболее высоким качеством жизни в Северной Америке, занимая при этом куда более скромное место по доходам на душу населения. Мои сыновья учились в Нью-Йорке, но вернулись в Монреаль, потому что им просто нравится здесь жить. Если говорить о доходах, то среди евреев Монреаля – 20% бедных, в среднем по городу этот показатель несколько выше. Разумеется, существуют программы помощи неимущим, та же Hebrew Academy часть пожертвований направляет на помощь малообеспеченным учащимся. При этом не разглашается, кто именно получает стипендию.
Развитая система еврейского образования во многом объясняет более низкий уровень смешанных браков у канадских евреев по сравнению с евреями США. Из двухсот канадских синагог – 175 ортодоксальных. Правда ли, что даже реформисты в Стране кленового листа гораздо строже относятся к соблюдению еврейских традиций, чем в США?
– Это правда. В Монреале, например, из почти сотни синагог всего одна – реформистская. В Канаду реформизм пришел из США, где он куда более распространен. Канадские евреи, чьи родители или деды приехали из Восточной Европы или Марокко, гораздо более консервативны в религиозных вопросах. Меньше 10% местных евреев состоят в реформистских общинах. Поэтому для многих даже не соблюдающих людей важно быть членами именно ортодоксальных общин: эти синагоги основали их предки, и из уважения к ним они продолжают платить членские взносы. В Монреале любая еврейская организация, даже самая что ни на есть светская, устраивая банкет, непременно сделает его кошерным.
Надо учитывать и то, что в Канаде этнический фактор играет большую роль, чем в США, где торжествует политика плавильного котла. У нас и поддержка идей сионизма всегда была сильнее, чем среди американских евреев. В рамках политики мультикультурализма правительство поддерживает украинские или еврейские танцевальные ансамбли – в США всё это существует на частные пожертвования.
В то же время и в Канаде достаточно евреев, формально не принадлежащих к общине, хотя это не всегда свидетельствует об отрыве от корней. Да, в большинстве синагог членство фиксируется ежегодным взносом, но в «Хабад» вы можете приходить хоть каждый день, при этом не становиться членом общины и не платить членские взносы, как делают многие друзья моих детей.
Евреи США в оценке деятельности правительства руководствуются преимущественно внутренними факторами: ситуацией в экономике, социальной сфере, здравоохранении. Но для их соплеменников в Канаде, похоже, главным пунктом является отношение к Израилю. Поэтому правого консерватора Стивена Харпера поддерживает большинство канадских евреев?
– Все три главных партии Канады настроены произраильски, а правительство Харпера было едва ли не самым произраильским в мире. Тем не менее большинство канадских евреев не голосовали за это правительство, а Монреаль на прошлых выборах вообще не избрал ни одного депутата-консерватора. Ожидалось, что на этот раз в Монреале впервые изберут одного депутата от консерваторов именно в районе, где живут евреи с сионистскими взглядами, однако этот прогноз не оправдался. У нас не пропорциональная система, как в Израиле или Франции, и всё завязано на избирательных округах, поэтому голосование компактной общины сильно влияет на результат выборов.
А чем обусловлена бескомпромиссная произраильская позиция Стивена Харпера, которая мало того что не приносила ему дивидендов с электоральной точки зрения, так еще и нанесла ущерб стране на международной арене: эксперты отмечают, что просьба Канады о членстве в Совбезе ООН была отклонена именно по причине ближневосточной политики Харпера. Что все-таки двигало экс-премьером?
– Правительство Харпера вышло из крайне консервативных евангелистских кругов запада Канады. Когда его избрали в первый раз, то премьер заявил: в конце моей каденции вы не узнаете страну. И не обманул. Хотя партия Харпера называет себя консервативной, я бы назвал ее революционной. Она действительно изменила Канаду до неузнаваемости в сторону крайне правой идеологии: были повышены военные расходы и сокращены расходы на здравоохранение, закрыто множество публичных библиотек и научных учреждений, свернуты экологические программы, новое законодательство о борьбе с террором существенно ограничило гражданские права. В Канаде в последние 10 лет у власти находилось куда более идеологическое правительство, чем в США, да и в любой европейской стране, и в этом смысле Харпер был наиболее последовательным премьером Канады за последние десятилетия, в том числе и в контексте традиционной поддержки Израиля.
В преддверии парламентских выборов канадцы, живущие в Израиле, начали интернет-кампанию по сбору средств для переизбрания Харпера, считая его лучшим премьером для Канады и ее еврейской общины. Среди канадских евреев царили такие же настроения?
– Во многом да. Я недавно оказался в русскоязычной синагоге Монреаля, где за субботней трапезой сидел кандидат в депутаты от Консервативной партии, и люди в целом выказывали поддержку Харперу. В ходе этой кампании впервые в еврейских нерелигиозных кварталах я видел на лужайке перед домами баннеры с лозунгами в поддержку Харпера. У нас это не очень принято, в отличие от англоязычной части Канады и США. Многие полагали, что процент евреев, проголосовавших за Харпера, окажется выше, чем на прошлых выборах. Однако этого не произошло. В то же время в районе, где я раньше жил и среди избирателей которого около 25% хасидов, снова избрали лидера Новой демократической партии – сравнительно левой политической силы, входящей в Социалистический интернационал. И это тоже о чем-то говорит…
Но в целом вы правы – многие евреи поддержали консерваторов в силу произраильских симпатий. Проголосовали за него и люди состоятельные, поскольку его политика способствует концентрации богатства: при правительстве Харпера Канада стала лидером среди развитых стран по динамике роста разрыва в доходах между богатыми и бедными. Нам еще далеко до Израиля и США, где этот разрыв намного больше, но динамика очевидна. Поэтому для богатых, кем бы они ни были – евреями или китайцами, – Харпер, безусловно, свой премьер.
Возможно, поэтому 19 октября избиратели лишили его власти, и он тут же оставил и руководство своей партией. Победивший на выборах Жюстен Трюдо – сын легендарного премьера Пьера-Эллиота Трюдо, много сделавшего для реализации системы социальных льгот и других прогрессивных мер, в частности по борьбе с дискриминацией. Именно при нем многие евреи заняли важные посты в государственных учреждениях.
Хотя в последние годы лидеры сионистских организаций чуть ли не слились в экстазе с партией Харпера, отношение нового правительства к Израилю будет столь же позитивным с той только разницей, что исчезнет риторика, свойственная близким Харперу христианам-фундаменталистам, видящим в государстве Израиль божественный знак приближения «второго пришествия». Но по существу политика страны остается незыблемо произраильской. Однако по другим вопросам внешней политики перемены должны быть существенными. На следующий день после выборов Трюдо объявил о выводе канадских ВВС из Сирии и Ирака.Ожидается, что отношения Канады с Россией и другими странами Восточной Европы также претерпят серьезные изменения: энтузиазму канадских представителей, переходившему порой во вмешательство во внутренние дела Украины, по-видимому, придет конец.
Ощущается ли в Канаде рост антисемитизма и верно ли, что эта проблема стоит в Квебеке более остро, чем в англоязычных провинциях, и среди сторонников отделения Квебека распространены антисемитские настроения?
– Я этого, честно говоря, не ощущаю – например, постоянно хожу в кипе – и по улицам, и по своему франкоязычному университету, в котором преподаю более 40 лет, – и ни разу за все эти годы не то что не услышал неодобрительного возгласа, даже косого взгляда не перехватил. Традиционный антисемитизм практически исчез, речь сегодня идет о реакции на палестино-израильский конфликт. Да, во время очередной войны в Газе проходили довольно бурные демонстрации, но они не приняли антисемитский оттенок хотя бы потому, что среди активистов, выступающих за права палестинцев, очень много евреев. Тем более что существуют и чисто еврейские организации подобной направленности. Другое дело, что евреи, чье самосознание завязано на солидарности с Израилем, воспринимают всякий протест против политики еврейского государства как выпад против них лично.
Что касается антисемитизма политических лидеров Квебека – это расхожий миф. Я лично знаком с частью из этих людей: многие деятели сепаратистского движения вышли из нашего университета. Хорошо помню, как основатель Квебекской партии Рене Левек устроил кошерный прием в честь годовщины избрания первого еврея в парламент провинции, кстати, впервые в истории Британской империи. Я уж не говорю о тесных связях Левека с еврейской общиной. К тому же многие евреи участвуют в движении за суверенитет: например, Давид Левин, а Эвелин Абитболь, с которой я хорошо знаком, была кандидатом в депутаты от Квебекской партии. Неоднократно правительства Квебека назначали евреев на должность генерального представителя в той или иной стране: благодаря федеральному устройству у ряда провинций есть не только свой МИД, но и сеть представительств за рубежом.
Надо понимать, что Квебекское движение не столько этническое, сколько культурно-политическое, и я очень давно не замечал за кем-либо из лидеров Квебека антисемитских заявлений: они у нас моветон. Когда в 1995 году проходил референдум о независимости, сторонники суверенитета набрали на 0,5% меньше, чем его противники. В три часа ночи премьер-министр Квебека Жак Паризо, крайне раздраженный исходом голосования, заявил, что референдум был проигран из-за «денег и голосов этнических меньшинств». В семь утра Паризо ушел в отставку: у нас подобные речи недопустимы. Эта история получила неожиданное продолжение в 1996-м, когда я со своими студентами был в Израиле, где Биньямин Нетаньяху как раз победил Шимона Переса с перевесом в 0,5% голосов. Победил и в первой же речи заявил, мол, важен не минимальный перевес, а то, что меня поддержали почти 60% избирателей в еврейском секторе. Мои студенты засуетились, гадая, через сколько часов Нетаньяху уйдет в отставку. Разумеется, никуда он не ушел: в Израиле политические ценности совсем иные.
Мусульманская община Канады по численности втрое превышает еврейскую, а в Монреале вторым языком по количеству носителей после французского стал арабский. Как складываются отношения между общинами?
– Когда несколько лет назад прозвучал призыв запретить госслужащим ношение религиозной символики – это было направлено против хиджаба, – еврейские организации тут же выступили против. И это не единственный пример солидарности мусульман и евреев, в последнее время появилось довольно много инициатив по сближению общин. Я читаю курс современной еврейской истории, и всегда в аудитории есть несколько мусульман – им это интересно. В отличие от соседнего англоязычного университета Макгилла, где еврейскую историю изучают в основном евреи, у нас евреев на курсах еврейской истории практически нет. И эта открытость во многом характеризует нашу жизнь, подобная мультикультурность обогащает страну и препятствует экстремизму.