«Я просто в “совке” была первой»
04.03.2016
04.03.2016
Елена Касавина – классик советской и российской анимации, режиссер, создавший первый в истории советской мультипликации фильм по еврейским сказкам «Бобе-Майсес». А двадцать лет спустя снова вернулась к зрителю со сказками об Иерусалимском Храме. В эксклюзивном интервью Jewish.ru Елена Касавина рассказала, как искала деньги на свои проекты, осваивала 3D-технологии и в каком из персонажей можно узнать ее саму.
Как получилось, что вы единственный аниматор, последовательно работающий над еврейской темой?
– Нет-нет, я не одна. Есть Ирина Литманович с ее «Хеломскими обычаями». Прелестную еврейскую колыбельную в цикле «Колыбельные мира» сделала Елизавета Скворцова. Я просто в «совке» была первой.Но идея снять фильм по еврейским сказкам не моя, она пришла в светлую голову Эдуарда Кирича – знаменитого художника-постановщика, автора серии мультфильмов о «Трех казаках». А поскольку из еврейских сказок я знала только те, что мне рассказывала бабушка, то и название фильм получил «Бабушкины сказки» или «Бобе-Майсес».
Мы с Эдуардом написали сценарий, потом чудом нашли деньги: в 1990-м «еврейская тема» считалась скользкой, и на госфинансирование рассчитывать не приходилось. Кроме того, не было никаких материалов – картинок, костюмов. Я помню, как мы радовались, когда нам подарили открыточку с алеф-бетом. Интернета тогда не было, но слух о том, что снимается еврейский мультфильм, распространялся, идобровольные помощники приносили, что у кого было. Кто фото, кто книжечку. Снимали мы фильм с перерывами более трех лет, и несмотря на многие Сциллы и Харибды, наша одиссея счастливо закончилась. Это были годы счастья одолений и открытий. Но говорить мне об этом подробно не хочется, слишком грустная у фильма судьба.
Я не помню, чтобы его показывали по телевидению, но в YouTube он есть.
– Какой-то «доброжелатель» выложил ужасающего качества копию с VHS- кассеты. По телевизору «Бабушкины сказки» показывали только однажды, в 1994 году, и то – на региональном телеканале. Ситуация с фильмом трагическая: исчез негатив, существует только одна кинокопия, которую нужно срочно оцифровать, иначе фильм погибнет. И все опять упирается в деньги. Оцифровка кинопленки – очень дорогое удовольствие. Что вы думаете, может быть, стоит заняться краудфандингом? Ведь, кажется, у фильма до сих пор есть поклонники.
Неплохая идея. А если к вашим поклонникам добавятся поклонники Александра Калягина, который читает закадровый текст, на оцифровку точно хватит. Легко ли вам, кстати, было получить его согласие на озвучку?
– Я просто не представляла себе другой голос в этом фильме, поэтому подослала к нему продюсеров. Александр Александрович взял почитать текст, а потом дал согласие. Позже, уже на звукозаписи, он сказал мне, что отказывает девяти из десяти. Но я была молодая и нахальная, и не догадывалась, что он может отказать. Тогда было время видеокассет, и я оставила ему кассету с фильмом на вахте Союза кинематографистов, но он не посмотрел, видимо. И только года три тому назад Александр Александрович неожиданно связался со мной, наконец-то посмотрев фильм. Ему очень понравилось. Я была на седьмом небе от счастья.
А что сказала о фильме ваша бабушка? Она ведь практически соавтор сценария.
– Бабушка была великая женщина, из несгибаемых хранительниц еврейского семейного очага. Она родилась в 1905 году, жила в местечке Дашев на Винничине. Во время Гражданской войны кто-то из конных бандитов походя, ради шутки, застрелил ее отца, и семья осталась без кормильца – мать и четверо детей, старшей из которых и была моя бабушка Белла. Она и правда была Bella, красавица. И вот к ней посватался мой дед, отставной солдат царской армии, грамотный, зажиточный, техник, красавец, но старше ее более чем на 20 лет. Вдовец с двумя дочками. Бабушка согласилась. Жили они «как голубки». У бабушки было двое своих детей: мой отец и тетя Ася. Но о том, что старшие дочери моей бабушке неродные, я узнала только в 14 лет, когда задалась вопросом, как это бабушка родила тетю Фриду в 8 лет, а тетю Соню в 10? В бабушкиной судьбе были и тридцатые, с их голодом и страхами, была война с эвакуацией в Казань. После войны бабушка с дедушкой жили в Виннице, и каждое лето у них «паслось» как минимум трое внуков. В 1958-м бабушка овдовела, а внуков-правнуков прибавилось. В 1970-e годы она переехала к дочке в Таганрог, а в 1990-е они уехали в Израиль. Бабушка прожила 95 лет с ясным умом и памятью.
Федор Хитрук, ваш учитель, написал в своих воспоминаниях, как однажды, еще в молодости, обнаружил, что в мультипликации, кроме умения рисовать и фантазии, требуется еще и невероятное терпение. Вы с этим согласны?
– Как говорил Иван Бездомный, «на все сто».
Я думаю, что не многие смогли бы выдержать двадцатилетний простой и не отказаться от своего замысла.
– Студия «Пилот» – просто мой спаситель. После «Бобе-Майсес» я, как режиссер, ничего всерьез не делала и уже поставила точку на своей режиссерской работе. Преподавала, делала маленькие рекламки, была арт-директором в крупной игровой фирме, всего понемногу. И вдруг предложение от «Пилота»: сделать еврейскую сказку для большого проекта «Гора самоцветов» по сказкам народов мира. Впервые этот разговор состоялся еще году в 2005-м с основателем студии Сашей Татарским. Но что-то не складывалось – не по творческим, по прочим обстоятельствам. Я уж стала забывать… И вот случилось: в 2013-м я сняла на «Пилоте» фильм «Представьте себе»! Я так благодарна Эдуарду Назарову, Валентину Телегину, Игорю Гелашвили, Льву Бубненкову. Они рискнули, поверили в меня, без малого 20 лет спустя безнадежного моего простоя. Сейчас я закончила на «Пилоте» фильм «Две недлинных сказки». Художник-постановщик – фантастический Телегин. Композитор – не менее фантастическая Татьяна Шамшетдинова. Все, что есть в фильме хорошего, – их заслуга. Сказки очень разные, а объединяет их Иерусалимский Храм. Дело происходит 3000 лет тому назад и более.
Говорят, что у евреев нет сказок, потому что их заменяет Тора. И ваш «Представьте себе» начинается и заканчивается Торой. Я бы даже сказала, что это не сказка, а скорее притча.
– А разве шастанье евреев по крышам – это не сказочная история? Вообще, понятие «сказка» – очень неоднозначное, как по мне. Эту историю подарил мне еще в 1991-м незадолго до этого вышедший из тюрьмы диссидент Иосиф Зисельс. Эта сказка должна была стать прологом к неосуществленному сериалу «Алеф-Бет» о двадцати двух буквах иврита. Фильм уже был в производстве, но посреди работы спонсор передумал, фильм завис, а другого спонсора не нашлось. Фильм делался еще на целлулоиде, и сцены лежали в папках. Шел 1995-й. Часть студии, на которой я занимала место, было решено сдать в аренду. Помещение нужно было срочно очистить. И мои папки с готовыми сценами просто сожгли на заднем дворе, забыв мне сказать хоть что-то.
То есть этому сценарию двадцать лет?
– Да, хотя за это время он очень сильно изменился. Как мне кажется, стал лучше и точно глубже. Фабула, конечно, та же. Но появились новые персонажи.
Что будет со следующими частями сериала «Алеф-Бет»?
– Боюсь, что проект помер. Не хочу жаловаться и ябедничать, но евреев, которые могли бы финансировать такой проект, не интересует подобный «бизнес». Вот профинансировать какую-нибудь конференцию с шикарными банкетами, по стоимости сопоставимую с двумя-тремя сериями, а то и более, – это да. Может быть, где-то есть другие зажиточные евреи, которым было бы интересно сделать добрый анимационный фильм для детей, но мне такие не попадались. Правда, я абсолютно лишена продюсерских способностей.
У вас был еще один еврейский проект.
– Да, «Светлячок» – анимационный фильм, который был специально заказан к еврейскому празднику Ханука еврейским благотворительным фондом. Фильм проиллюстрировал детскую песенку Давида Тухманова на стихи поэта Юрия Энтина и должен был стать заставкой к еврейскому религиозно-просветительскому анимационному сериалу. К сожалению, и этот сериал не состоялся. А жаль. «Светлячок» был создан с применением 3D-технологий, что в 2002-м было круто. Он вышел такой миленький, еврейскинький. Интересно, что ребята, которые работали над этим фильмом, сейчас живут в Новой Зеландии и являются ведущими специалистами на студии, которая сняла «Властелина колец», «Аватар» и «Хоббит».
Иногда аниматоры вкладывают себя в свою работу буквально. То есть добавляют что-то своё к героям мультфильма. Можно ли узнать вас в каком-нибудь персонаже?
– Буквально – нет. Но в последнем фильме есть одна бедная старушка.
Татьяна Филиппова