«И у гопников есть сердце»
27.08.2018
27.08.2018
Почему вы сняли фильм о трудных подростках?
– Я – режиссер, но в первую очередь я учитель. Я преподаю киноискусство в той же школе, в которой учился сам. Знаете, когда нужно было выбирать специализацию, я не думал, что выберу кино – меня просто отправили туда вместе с самыми «дикими» учениками. И кино изменило мою жизнь. Сейчас я преподаю киноискусство школьникам, и одно время моими учениками были подростки-преступники, находившиеся под домашним арестом. Я работал тогда волонтером на юге Израиля – в районе Димоны и Беэр-Шевы. И очень привязался к этой группе учеников. Раз в неделю они приходили на встречу со мной в бомбоубежище.
Среди них был парень по имени Эден. Он снял видеоклип, рассказывающий о его жизни, и мы с ним очень подружились. А некоторое время спустя, когда я уже закончил работать с этой группой, я открыл израильский новостной сайт и увидел статью, которая меня очень заинтересовала. Она называлась «Преступники надевают кипу. На некоторых судей это действует». Я стал ее читать и увидел фотографию Эдена. Под ней было написано: «Когда Эден совершил убийство, на голове у него была кипа». Это был тот самый мой ученик. Это очень известная в Израиле история убийства в Беэр-Шеве. И тогда я понял, что обязательно сниму фильм о трудных подростках.
Главный герой «Сомнительных» тоже режиссер, преподающий в такой группе.
– В отличие от меня, герой фильма Аси – не учитель и не педагог. Он такой же преступник, как и его группа. Он приговорен к исправительным работам – должен работать с этими ребятами. Он отбывает наказание, как и они. Из-за этого стираются границы между ним и его учениками. Он пьет с ними и не останавливает творящееся насилие. Он делает всё то, что не должен допускать учитель.
Где вы нашли актеров?
– Все ребята, снимавшиеся в фильме, – любители. Профессиональных актеров среди них нет. Я ездил ночью на своем мопеде и искал их по паркам, где они выпивали. Кастинг не был проблемой. А вот сделать из них актеров – это сложнейший процесс. У ребят ведь не было никакого актерского опыта. Это было для меня творческим вызовом, но затраченные усилия окупились. Для этого нужно знать таких персонажей. А я рос так же, как растут они. Я жил с ними по соседству. Я учил таких ребят. Я знаю, как они разговаривают.
Как шла работа над фильмом?
– Их было 13. Нужно было работать со всеми одновременно. Нужен был тесный личный контакт. Я для них был и отец, и брат, и режиссер, и учитель. Они не были знакомы со сценарием – знали только свои сцены. Я учил с ними текст только одной сцены. Мы репетировали сцену в классе, потом спускались в бомбоубежище и снимали её там.
О чем ваши «Сомнительные»?
– Я снимал кино не об убийце, а о человеке. Персонажи фильма часто ошибаются, совершают дурные поступки, но мы им симпатизируем. Я не судья своим персонажам – я их люблю. Это кино позволит зрителю понять тех, кто совершил убийство. Они выглядят как гопники, но если присмотреться – у них есть сердце.
Что еще должен вынести зритель из этого фильма?
– Знаете, у «Сомнительных» несчастливый конец. Я хотел, чтобы зрители, выходя из кинозала, испытали чувства потери и упущения. Ведь такие дети есть во всем мире. В том числе и в Москве. А в Израиле – 400 000 таких детей. Я снял фильм не про одного ребенка, а про 400 000 детей, находящихся в тяжелой жизненной ситуации. Этот фильм посвящен им, он снят для них. Потому что я, безусловно, верю в кино как в искусство, а искусство способно изменить жизнь. Так произошло со мной. Так происходит с моими учениками – они меняются благодаря искусству.