Top.Mail.Ru

Интервью

Стеффан Ян

«Прапрадед был агентом немецкого рейха»

23.01.2019

После публикации материала о жизни известного дирижера Оскара Фрида с редакцией связался его праправнук. В интервью Jewish.ru Стеффан Ян рассказал, как его предок крутил романы, почему переехал в Союз из Европы и стал завидным женихом.

Где вы живете, работаете? Какие у вас отношения с музыкой?
– Я живу и работаю в Кёльне. Мои родители – профессиональные музыканты, так что музыка всегда занимала особое место в нашей семье. Правда, по стопам родителей я не пошел. Получив музыкальное образование, я выбрал работу в сфере радиовещания. Но музыка продолжает оставаться неизменной составляющей моей жизни – как в быту, так и на профессиональном поприще. Ведь она может быть другом, собеседником и слушателем, а еще двигателем порывов, чувств и поступков. Хотя – возможно – подобное мое отношение к музыке кроется как раз в генах. Но вот о том, что к ним имеет отношение Оскар Фрид, я узнал относительно недавно.

Вы хотите сказать, что до последнего не знали, что являетесь его родственником?
Именно так. Видимо, родители ждали и тонко чувствовали момент, когда информация об этом возымеет максимальный эффект, который станет не просто обыденной частью биографии, а важной и осмысленной ее составляющей. О том, что он – мой прапрадедушка, я узнал чуть более трех лет назад. Знакомство с жизнью и творчеством Фрида у меня началось с «Википедии», ссылку на статью в которой мне и прислали родители, сообщив, что Фрид – мой прапрадедушка. Но даже краткое содержание статьи дало мне представление о насыщенной жизни Фрида, круговорот событий и безумных историй которой меня настолько заинтересовал, что я начал искать и изучать новые источники о его жизни. И должен сказать, что чем больше я узнаю об этом нетривиальном человеке, тем сильнее мой интерес к его личности.

Известна ли вам история встречи, любви и отношений Фрида с вашей прапрабабушкой?
– К сожалению, в силу ряда причин мои сведения о личной жизни Фрида лишь немногим больше общеизвестных. Их знакомство произошло в Мюнхене, переезд в который – а также знакомство со многими известными литераторами, среди которых были Франк Ведекинд, Кнут Гамсун, Райнер Рильке и Отто Юлиус Бирбаум – повлиял на то, что Фрид даже пробовал себя как писатель. С Бирбаумом, в частности, у Фрида могли бы воплотиться в жизнь многие творческие проекты, планы на которые строили оба. Но жизнь внесла свои коррективы. Он влюбился в жену Бирбаума – Августу Ратгебер, мою прапрабабушку, – и чувство это оказалось взаимным. Впоследствии он посвятил ей несколько своих композиций, одна из которых – «Бьющиеся сердца», Schlagende Herzen, – на мой взгляд, особенно точно передает всю радугу чувств Фрида к Августе.

Говорят, они были прекрасной парой. Частыми гостями их дома вблизи озера Николасзее в одноименном районе Берлина были многие из великих личностей того времени, среди которых Макс Либерман, Густав Малер, Франк Ведекинд, Стефан Цвейг, Виктор Клемперер и другие. Не раз бывал у них в гостях и Альберт Эйнштейн. Словом, семья Фрида была весьма почтенной среди интеллектуальных и творческих кругов Германии. Все это в определенной степени сказывалось и на формировании взглядов детей Оскара и Августы – Моники и Эмерентии, моей прабабушки. К сожалению, Августа умерла довольно рано из-за туберкулёза, а спустя некоторое время от этой же болезни умерла и старшая дочь Моника. Эмерентия жила долго, и, к счастью, целый ряд встреч с ней остался в моих детских воспоминаниях. Как рассказывала прабабушка, отец – Оскар Фрид – старался проводить с ней все свободное время, брал с собой на гастроли и уделял большое внимание ее всестороннему образованию. Часто и подолгу они гуляли вдвоем. Оскар Фрид очень оберегал ее, поэтому вынужденное расставание очень тяжело переносилось обоими.

Известны ли вам подробности отъезда Фрида в СССР?
– Причина проста: будучи евреем, Фрид регулярно сталкивался с растущим антисемитизмом. С годами ситуация становилась все хуже. В конце 30-х он наконец осознал, что должен покинуть Германию, как это уже делал во время Первой мировой войны. С Россией к тому времени у него установились весьма теплые связи. Стоит отметить, что после Первой мировой Фрид был одним из первых западных деятелей искусства, приглашённых в СССР – по-видимому, лично Лениным, с которым он познакомился во время своего пребывания в Швейцарии. Думается, что Фрид и сам был в душе коммунистом, поэтому он, вероятно, и выбрал Советский Союз. Он мог бы эмигрировать в Соединенные Штаты или вернуться в Швейцарию, но он выбрал Россию. После отъезда он продолжал – пока была возможность – поддерживать связь с дочерью. Эмерентия вышла замуж за дворянина – Герхарда фон Ленгеркена, и это позволило ей, полуеврейке, избегать до определенного времени преследований в Германии. Известно, что в России Фрид снова женился незадолго до своей смерти, но лично у меня есть мнение, что это был брак по расчету. Незадолго до этого ему была предоставлена большая квартира, а здоровье Фрида к тому времени резко ухудшилось – прогрессировала болезнь Паркинсона, и после инсульта он был доставлен в больницу, где и скончался 5 июля 1941 года.

На фоне таинственности и неопределенности последних дней Фрида многие предполагали, что он, будучи иностранцем, был признан шпионом и пал жертвой сталинских репрессий. Учитывая его отношения с партийным руководством, думаю, это маловероятно, хотя как знать. Помимо собственных сочинений Фрид обладал коллекцией предметов искусств, которую вывез с собой из Германии. На сегодня она числится утерянной. И еще – наша семья не может получить никакой информации о месте захоронения Фрида.

Как вы считаете, отразился ли вынужденный переезд Оскара Фрида на его карьере?
– Я думаю, что великие потрясения первой половины XX века оказали большое влияние на многих людей. Не остался в стороне и Фрид, жизнь и творчество которого оказались позабыты в череде исторических событий. Все это усугублялось семейными трагедиями. Родовое поместье – и все, что с ним связано – было утеряно. Дочери Эмерентии во время войны пришлось переехать в Восточную Пруссию с двумя детьми, а затем бежать и скрываться. Все это настоящие травмы нашей семьи, но о них старались не говорить. Пережитое пытались вытеснить из памяти. Вторая мировая и последовавшая за ней холодная война еще больше способствовали тому, что определенные темы из истории нашей семьи не обсуждались из поколения в поколение. Поэтому сегодня восстановить многие подробности довольно трудно.

Чуть более 10 лет назад одна американская звукозаписывающая компания выпустила несколько компакт-дисков с записями, исполненными под руководством Фрида – под названием «Оскар Фрид – забытый дирижер». Согласны ли вы с таким утверждением?
– И да, и нет. Ведь, как я уже говорил, Фрид был весьма интересной и разносторонней личностью, пробовавшей себя не только на музыкальном поприще. Он пробовал себя художником, писателем и даже собаководом – не боялся браться за новое и экспериментировать. Видимо, поиски себя и привели его в конечном итоге к дирижерскому пульту, принесшему ему успех и известность. Значит, это и было его призванием.

Каков уровень интереса к творчеству Фрида в современном мире?
– Пожалуй, я не смогу ответить на этот вопрос с точностью экспертной оценки. И причина не в боязни ошибиться в заинтересованности аудитории, а в том, как я сам отношусь и воспринимаю Фрида. Ведь для меня он – не столько дирижер или композитор, а в первую очередь человек, живший во времена великих потрясений, преодолевший на своем пути множество личных неудач и переживший тяжелейшие трагедии. Но несмотря на преследовавшие его почти с самого рождения невзгоды, без всякой финансовой помощи и связей он сделал головокружительную карьеру. Все потому, что Оскар Фрид никогда не боялся изменений и новых поворотов в своей жизни. Он принимал жизнь такой, какая она была, пытаясь извлечь максимальную пользу даже в безнадежной ситуации. Никогда не отчаиваясь, он обладал смелостью и волей противостоять любым обстоятельствам, с которыми сталкивался, непрестанно продолжая воплощать свои идеи в жизнь. Для меня он – художник в самом широком смысле этого слова. Художник, собственноручно нарисовавший свою жизнь. Думаю, у таких пассионариев есть чему поучиться. Именно поэтому я стремлюсь узнать о нем как можно больше.

Удалось ли вам установить новые, неизвестные ранее факты из жизни Фрида?
– В ходе моих исследований мне посчастливилось встретить музыковеда Александра Гурдона, который работает над книгой об Оскаре Фриде и скоро ее опубликует. От него я узнал, что Фрид во время Первой мировой войны и его пребывания в Швейцарии был активным агентом немецкого рейха, встречался с влиятельными изгнанниками и переправлял деньги из Швейцарии в германский рейх. О подобной шпионской деятельности прапрадедушки я точно не ожидал услышать! Но до выхода книги, думаю, раскрывать все подробности не стоит.

Можете ли вы поделиться с читателями какой-либо семейной легендой или историей, связанной с Фридом?
– Их немало: Оскар Фрид всегда отличался находчивостью, иронией и чувством юмора. Так однажды, на заре своей известности, он был в Берлине, и его пригласили на официальный прием, среди участников которого были и представители императорского дома. Правда, по чьей-то оплошности вместо «О. Фрид» на приглашении была выведена надпись, дословно звучавшая как «О. Фраке просят». Недолго думая, Фрид остался дома и отправил на прием свой фрак, который был аккуратно разложен на отведенное для него место за столом, вместе с торчащим из кармана приглашением. Как говорится, что просили, то и получили.

Как вы ищете подробности о жизни предка?
– На самом деле, официальные источники почти все исчерпаны – особенно те, что находятся в Европе и США. Знавших Фрида лично уже давно нет в живых, хотя остается надежда рано или поздно узнать что-нибудь из их личных архивов. Наша семья пытается работать в этом направлении, но пока получаемые сведения довольно скупы. Особенно мало информации о последних годах его пребывания в России. Если о творческой жизни нам еще что-то известно, то о личной жизни Фрида в СССР – практически ничего. Есть сведения, что его женой там стала Елена, девичья фамилия которой Глинка. Возможно, даже существует связь с композитором Михаилом Глинкой. Но это лишь домыслы, и конечно, мы были бы очень признательны за любую информацию, способную пролить свет на последние годы жизни Оскара Фрида в СССР. Было бы здорово, если бы среди читателей нашлись те, кто располагает хоть какой-то информацией, и если бы они с нами поделились через вашу редакцию.

{* *}