Top.Mail.Ru

Интервью

Наталья Валка

«Тема Холокоста кажется исчерпанной»

22.05.2019

Почему поляки не снимают новых фильмов о Холокосте, чем хороши российские зрители и где искать пищу для ума – об этом в интервью Jewish.ru рассказала представитель грядущего фестиваля польского кино в Москве Наталья Валка.

В ответ на фестиваль польского кино «Висла» в Москве в Варшаве русские кинематографисты проводят фестиваль «Спутник» – так?
– Это давняя программа культурного обмена. В этом году «Висла» проходит в Москве в 12-й раз. Началось всё со «Спутника» в 2007-м, на следующий год была организована первая «Висла». Мы регулярно знакомим российского зрителя с новинками польского кинопроката и, соответственно, демонстрируем в Польше российский кинематограф. Есть секции малого «Спутника» и малой «Вислы», где проходят показы для юных зрителей. Впрочем, во взрослых секциях обоих фестивалей можно обнаружить зрителей всех возрастов.

У «Спутника» молодёжная секция кажется шире, чем у «Вислы». Какие фильмы для юношеской аудитории привозили российские кинематографисты в Польшу в последний раз?
– Самые свежие: «Одиссея Петра», «Последний богатырь», «Клад», «Он дракон», «Лили», «Лохматые ёлки» и «Честное пионерское». Но кроме этого, есть и конкурсные фильмы: артхаусное кино, короткий метр, документальные ленты, студенческое кино. Во внеконкурсной программе и в России, и в Польше принимают участие и блокбастеры обеих стран, мы демонстрируем ретроспективы фильмов разных режиссёров или просто какие-то заметные свежие картины, снятые в любом жанре. На «Спутнике» показываем порядка 100–120 фильмов, на «Висле» – около 80.

Расскажите, кого из польских режиссёров в этом году вы привезли в Москву?
– Будет три очень мощных ретроспективы. Это фильмы Яна Якуба Кольского, который станет почётным гостем фестиваля, он известный режиссёр, писатель и сценарист. Будет ретроспектива фильмов Казимежа Куца – режиссёра, сенатора парламента и депутата сейма. В этом году он ушёл от нас, и в память о нём мы хотим показать его лучшие работы. Также будет показ фильмов братьев Анжея и Януша Кондратюков. Анджея тоже с нами уже нет, а Януш станет ещё одним почётным гостем фестиваля. Мы покажем претендента на «Оскар» – фильм Павла Павликовского «Холодная война», будет несколько интересных дебютов, уже получивших международные кинонаграды.

Польские кинематографисты обычно не оставляют без внимания тему Холокоста. Но в этом году, кажется, ничего нет. С чем это связано?
– Мы возим подобные фильмы по мере их выхода. Пару лет назад показывали «Колоски» Владислава Пасиковского о трагедии в Едвабне. В нескольких фильмах, которые будут демонстрироваться в этом году, есть упоминания о Холокосте, в том же «Оборотне», но они не являются главной темой. Польскими режиссёрами уже снято столько фильмов об этом, что тема кажется исчерпанной, сейчас можно только повторяться. Но режиссёры всегда хотят показывать что-то новое, и современный кинематограф исследует проблемы своего времени. О тех временах, безотносительно Холокоста, в этом году можно будет посмотреть очень глубокую ленту Яна Кольски «Помилование» – история, как отец и мать перевозят для захоронения труп сына, расстрелянного Управлением безопасности Польши.

Какие же темы интересуют польский кинематограф сегодня?
– Развитие, прежде всего. Что касается тематики, это современные социальные проблемы, исторические сюжеты, социально-культурные, личные, какие угодно ещё. Заметно, что режиссёры стали намного ближе к зрителю, они словно хотят поговорить о собственных проблемах, о вещах, которые происходят с ними прямо сейчас. В конкурсной программе в этом году будет история, например, про жизнь семьи, где муж военный корреспондент – это «53 войны», про путешествие отца с дочерью – это «Дочь тренера», про превратности суррогатного материнства – это фильм «Нина». В общем, зрителю будет о чём подумать.

Где за пределами Польши больше всего известно польское кино?
– В этом году «Висла» пройдёт в 14 странах мира, и самая большая популярность польскому кино обеспечена, конечно же, в России и Белоруссии, в Грузии и Хорватии. На Западе наш кинематограф менее популярен, но Павел Павликовский и Ян Кольский, например, всё равно имеют мировую известность. Не говоря уже об Анджее Вайде, Романе Поланском и прочих звёздах первой величины. Но вообще, появляется все больше новых режиссёров, которые завоёвывают признание публики на международных фестивалях. Расширяется разнообразие жанров: появился польский триллер, мы снова снимаем отличные комедии. Наши зрители в Москве посмотрят ленту Павла Маслёны «Приступ паники», которая была очень хорошо встречена польской критикой. Наблюдая за работой и «Спутника», и «Вислы», я долгое время видела, что российские фильмы выглядят эмоционально более подлинными. В последние годы эта разница размылась, и можно сказать, что польская актёрская школа догнала российскую.

Как российский зритель воспринимает польское кино?
– В России фестиваль пользуется огромной популярностью, аудитория с каждым годом растет – возможно, ещё и потому, что в России все показы бесплатные. Но мне кажется, российские зрители все-таки искренне любят польское кино, они открыты, всегда активно общаются с режиссёрами. Польский зритель ведёт себя более скованно.

{* *}