Top.Mail.Ru

Интервью

Анна Яновская

«Нужно покормить землю»

07.06.2019

Анна Яновская училась у Марка Захарова, играла в «Ленкоме» и «Сатириконе», а недавно дебютировала как режиссер с фильмом «Интересная жизнь». Как приняли кино о Якутии в мире и зачем нужно было соблюдать на съемках местные поверья – в интервью Jewish.ru.

О чем ваш первый полнометражный фильм?
– Ну, если говорить о сюжете, то начинается всё просто: актер-неудачник едет из Москвы в Якутию, чтобы там на фоне кинобума наконец получить главную роль в фильме. Но вот потом – вихрь неожиданных поворотов. В итоге актер приходит к осознанию чего-то очень важного для себя.

Почему вы решили снимать эту историю именно в Якутии?
– Как почему? Потому что эта история происходит в Якутии! Честно говоря, началось это лет семь назад. Тогда мой коллега, якутский режиссёр Сергей Потапов, с которым мы учились в Москве в ГИТИСе у Марка Захарова, начал присылать мне свои сценарии. Потом в Якутии начался кинобум, там стали снимать очень много фильмов! Однажды Сергей приехал в Москву, мы сели и за одну ночь придумали конструкцию сценария. В итоге фильм игровой, но не совсем – там очень много настоящего документального материала. Я хотела совместить несовместимое, легко и органично вплести в игровую структуру документальные эпизоды, поиграться с жанрами.

Что писали о фильме критики?
– Я прочла недавно рецензию Лидии Григорьевой, для нее главным стало то, что мы смогли показать зрителю, насколько велика, необъятна и практически непознаваема Россия «от Москвы до самых до окраин». Еще вот она пишет: «Впечатлил северный природный колорит и якутский национальный характер в столкновении с растерявшимся в новых реалиях слабохарактерным актёром – с богатырской, впрочем, фактурой». Для нее было важно и то, как мы рассказали о духовном прозрении измотанного и подавленного столичными проблемами актёра: «Оказывается, можно никуда не спешить, а сидеть на берегу великой северной реки Лены, любуясь долгим ледоходом до самого, допустим, ледостава!»

Интересно было на съемках?
– Снимать было невероятно тяжело. Во-первых, отсутствие денег. Во-вторых, много других препятствий. Когда мы снимали, мало кто в Якутии понимал, что я делаю и чего я вообще от них хочу, и как-то они все насторожились. А мне это очень мешало. Но когда я снимаю, я даю себе твердую установку, что все, что ни делается, идет на благо картине. Так и получилось!

Что больше всего поразило в Якутии?
– Это совершенно другой мир. Там люди невероятно близки к природе. И природа к людям. Там до сих пор живы многовековые поверья. Например, перед тем как что-то важное начинать, необходимо «покормить землю». Тебя сто раз переспросят: «Ты землю-то покормил?»

Чем кормят землю?
– Оладушки раскладывают, например. У нас в фильме это есть.

Вы снимали с местной съемочной группой?
– Да, вся группа была из местных. Из Москвы было всего четыре человека. Я, наш главный герой – Алексей Юдников, исполнительный продюсер Светлана Баженова и Инна Омельченко. У нас был замечательный, талантливый оператор Семен Аманатов, который снимал при температуре минус 45 градусов. Там есть свои секреты. Приезжие бы не справились. Также крепко помогли звукорежиссёр Иннокентий Сивцев, наш линейный продюсер Виктория Пахомова и Ирина Ефимова, ставшая сейчас помощником главы Якутии. Ну и конечно, наши герои – невероятный Андрей Борисов, художественный руководитель Саха-театра, а также кинорежиссер, краевед и наш проводник Прокопий Ноговицын. Им знакомо там все, это их земля.

Что подтолкнуло вас, уже успешную актрису, пойти учиться на режиссера?
– Я снималась в сериале в Киеве три месяца подряд в главной роли. По 12–13 часов каждый день. Куча глупого текста и плохо выписанных ситуаций, которые приходилось дорабатывать. Когда это все закончилось, я оказалась в творческом вакууме и почувствовала, что надо срочно что-то менять в жизни. Создавать свои миры. Случайно в Москве встретила Владимира Грамматикова, у которого снималась когда-то в «Осенних соблазнах», и он рассказал мне, что набирает мастерскую совместно с Александром Бородянским на Высших курсах сценаристов и режиссёров. Набор был уже почти закончен, я успела в последний момент. И оказалось, что это просто отличное место для учебы, общения и понимания профессии.

Как начиналась ваша актерская карьера?
– В 1988 году я попробовала поступить в ГИТИС к Петру Фоменко, но не вышло. Так что начала в Ярославском театральном институте. Потом мне улыбнулась удача – приехал режиссер из Минска Виталий Дудин и выбрал меня на главную женскую роль в своей картине «Под небом голубым». Это было счастливое время. Вот я вроде только школу закончила, а вот уже снимаюсь в главной роли! Потом мне еще удалось во время озвучки фильма кофе попить в Минске в 9 утра с Иннокентием Смоктуновским. Я, только что закончившая десять классов средней школы, и он – Смоктуновский! И он разговаривает со мной, как со своей коллегой! «Какая прекрасная профессия», – подумала я тогда.

Потом вы работали с самим Эймунтасом Някрошюсом – играли Дуняшу в его «Вишневом саде» вместе с Евгением Мироновым, Людмилой Максаковой, Алексеем Петренко.
– Да, время было чудесное, и в Вильнюсе, где мы репетировали, и в Москве. Эймунтаса нет больше с нами. Он творил по девизу «Делай что должно, и будь что будет». Спектакль длился шесть часов! Когда его спрашивали, не страшно ли ему так растягивать представление, он отвечал: «“Войну и мир” ведь читают!» И улыбался своей удивительно доброй, детской улыбкой, но мгновенно сбрасывал ее, как будто вспоминал, что он взрослый. Я обожала этот спектакль, самого Эмиса –так все его называли, нашу команду и поездки.

Максим Черников

{* *}