Top.Mail.Ru

Интервью

«Будущее – за эмоциями»

21.06.2019

Евгений Прайсман и Илья Полоцкий создали в Израиле технологию для оцифровки путешествий. В интервью Jewish.ru они рассказали, за что ценят российских «айтишников», чем опасны иностранные инвестиции и почему в Израиле – плотно, но не тесно.

Как вы оказались в Израиле?
Евгений Прайсман: Моя семья переехала из СССР в Израиль, когда мне было 17 лет. Я закончил советскую школу, но вся моя взрослая жизнь была в Израиле: армия, университет, работа. Сначала я изучал историю и археологию в Хайфском университете, потом три года работал на раскопках в Кейсарии и участвовал в археологических экспедициях по стоянкам первобытного человека. Стал преподавать, параллельно получил лицензию экскурсовода. Тема путешествий меня просто затянула, сейчас я – заместитель генерального директора образовательной туристической компании.

Илья Полоцкий: Я же окончил матмех Уральского федерального университета в Екатеринбурге по специальности «компьютерные науки», получил там степень магистра и после этого немного работал в разных IT-компаниях. В какой-то момент мне это всё надоело, и я решил заниматься своим делом. Придумал свой первый проект Thatday – для тех, кому не хватает романтики, и собрал под него команду. Два года назад я начал думать над развитием проекта в другой стране – и выбрал Израиль, здесь чувствуешь себя максимально спокойно и комфортно. Так я познакомился с Женей, у него была идея создать туристический сервис, позволяющий путешественникам записывать, публиковать и даже продавать свои собственные маршруты по городам мира. И Женя предложил мне стать техническим коленом проекта, ведь у меня была уже готовая IT-команда. Но в итоге мы решились на необычный способ разработки – привозили периодически ребят к морю, сюда, в Израиль, и проводили хакатоны, на которых по несколько недель занимались интенсивной разработкой. Так мы собрали новую интернациональную команду и создали мобильное приложение Pinsteps.

В чем суть?
Илья Полоцкий: Мы умеем создавать маршрут почти без участия пользователя. Ему достаточно нажать одну кнопку Start в приложении, и вся история его передвижений в городе будет отображаться на карте. Он делает фотографии, и они автоматически подтягиваются под соответствующие места. Наш путешественник просто гуляет по городу и смотрит разные достопримечательности. Потом он может отредактировать свой маршрут, дополнить его заметками и полезными советами. Так и создается онлайн-маршрут. Мы оцифровываем туристический опыт. Маршрут публикуется в приложении и на сайте Pinsteps, его может скачать любой путешественник и идти по нему, как по навигатору. Приложение для iOS работает оффлайн, вскоре то же будет и для Android. Из планов – внедрить в наши маршруты дополненную реальность и дать возможность создавать автомаршруты. Над этим мы работаем вместе с компанией Ford.

Евгений Прайсман: Автомаршруты точно будут соответствовать потребностям человека будущего. Если сегодня люди могут доехать из точки А в точку Б по самому короткому или самому быстрому пути, то завтра они захотят проехать по самому красивому пути с любимой музыкой. Ощущения – это ведь самое ценное. Мы забудем, сколько это стоило, но мы будем помнить, что мы за это получили.

Работать над IT-стартапом легче, чем в России?
Илья Полоцкий: Мне кажется, что не так важно, где ты, а важно, кто ты. И важно, как ты будешь использовать возможности, которые есть вокруг тебя. В Израиле – максимально выигрышная позиция, здесь в твоем распоряжении вся мощь нетворкинга, возможность выйти на инвесторов или партнеров со всего мира.

Евгений Прайсман: Экосистема стартаперов в Израиле плотная, но не тесная. Это позволяет очень легко и быстро находить нужные контакты. Все открыты и делятся всем, чем можно делиться. Конечно, конкуренция есть. Но мы – конкуренты, а не враги друг другу. Это не про то, что главное прибежать первым и не важно какой ценой – пусть даже поставив подножку бегущему рядом. Это про то, что если мою дорожку никто не занимает, не пересекает мне путь, то человек, который бежит параллельно со мной – почему бы не подбодрить его?

Есть ли в Израиле спрос на русских программистов?
Илья Полоцкий: Очень большой. Особенно ценятся ребята с математическим образованием, их отрывают с руками. А ещё есть история из разряда «маленький Израиль». Матмеховский выпускник заходит в ближайшую IT-компанию, а там директор – его однокурсник. В Израиле по большинству специальностей нужно подтверждать диплом, если ты получил его за рубежом. Но я слышал много историй, когда люди приходили в компании с матмеховским образованием нашего Уральского университета, показывали лишь название факультета и вуза, и им сразу подтверждали все без каких-либо дополнительных экзаменов.

Евгений Прайсман: Российская и советская российская математическая школа очень ценится – не только в Израиле, но и в мире. И еще такое наблюдение: к ребятам, приезжающим из России, относятся с определённой надеждой. Они амбициозные и усердные, готовы брать ответственность за себя, за свою жизнь, за будущее, за людей, которые вокруг них. Это очень ценное качество.

В каком направлении сейчас развиваются IT-технологии?
Илья Полоцкий: Очень популярен искусственный интеллект. Фактически, конечно, он до сих пор невозможен. Но можно максимально близко его имитировать, и почти всегда будет казаться в каких-то конкретных областях, что это и впрямь искусственный интеллект.

Как обстоят дела с инвесторами в Израиле?
Евгений Прайсман: Вы, наверное, удивитесь, узнав, что израильские инвесторы практически не финансируют израильские стартапы. Около 97% инвестиций в израильские стартапы притекают из-за рубежа. При этом самая большая концентрация стартапов на квадратный километр находится в Тель-Авиве, город даже конкурирует с Силиконовой долиной в Лос-Анджелесе. Инвестиции приходят из Америки, Англии, Германии, Японии. Речь идёт как о частных инвесторах, так и о фондах. И для экосистемы IT-стартапов это довольно опасно. Потому что стартапы стали одной из национальных идей Израиля – startup nation, – но они зависят от инвестиций извне.

Как вы считаете, за какими технологиями будущее, за какими приложениями и сервисами?
Евгений Прайсман: Мне кажется, что будущее – за человеческими технологиями, которые позволяют пережить новые положительные эмоции. Сейчас люди всё больше ощущают и понимают, что глубокое удовлетворение и радость жизни приносят общение, путешествия и природа. Современный человек устал от навязываемых технологий. «Оставьте меня!» – просит он, дайте мне получить удовольствие от своей чашечки кофе с утра, от того, что есть человек, который улыбается этому миру и улыбается мне, от того, что есть человек, который сидит с собачкой на центральной улице Тель-Авива и получает удовольствие от жизни. На самом деле, когда я путешествую, я смотрю почему-то больше всего на эти вещи. Я смотрю, как в Калифорнии человек получает удовольствие от того, что он сидит на скамеечке на солнце, от того, как получает кайф от своего утреннего кофе в Париже, от того, как легко и просто незнакомые люди начинают общаться друг с другом в Тель-Авиве. И всё, что сможет человеку дать такое ощущение – за этим будущее.

Виктория Панкевич, Фаина Филина

{* *}