Top.Mail.Ru

Интервью

Аня Левитов

«Нью-Йорк – единственный настоящий»

03.07.2020

В интервью Jewish.ru нью-йоркский риэлтор Аня Левитов рассказала, почём после пандемии будет квадратный метр для народа.

Как обстояли дела на рынке недвижимости Нью-Йорка до эпидемии коронавируса?
– Нью-Йорк достиг пика в 2016 году, после этого цены стабилизировались, а потом начали снижаться. Лидером падения был Манхэттен, а в модном северном Бруклине, напротив, цены продолжали расти. Особенно просел самый дорогой сегмент, рассчитанный в основном на иностранных покупателей. Множество новых домов, в которых квадратный метр оценивался в 20 тысяч долларов и дороже, стояли непроданными. Избыток очень дорогих новостроек и сейчас остается основной проблемой. Все обратили внимание на более доступные районы Бруклина и Квинса – раньше они были скучными индустриальными или тихими спальными районами, сейчас же более привлекательны. Там теперь хочет жить и молодежь, и средний класс – из-за этого цены в данных районах стабильны, не снижаются даже во время пандемии.

Как на вас повлияла эпидемия?
– Вся деятельность остановилась, офис мы должны были временно закрыть. Мы получили от государства льготный заём – он выдаётся специально для того, чтобы не увольнять сотрудников: его не нужно будет выплачивать, если мы сохраним все рабочие места. Этих денег нам хватит на два месяца, а что будет после – мы пока не знаем. За все это время у нас было всего несколько сделок, да и то арендных.

Каким вам видится будущее рынка?
– Этот кризис значительно отличается от кризиса 2008 года. Во-первых, сегодня рынок недвижимости не переоценён, нет кризиса кредитования, а во-вторых, на экономическом положении людей пандемия сказалась очень по-разному. Музыканты, актеры, люди искусства и работники сферы обслуживания пострадали очень сильно. Зато у менеджеров крупных компаний все в порядке. Они могут работать удаленно, и их высокие зарплаты сохранились. У юристов работы только прибавилось, а на Уолл-стрит многие существенно заработали.

Я слышал, что в результате пандемии многие хотят из Нью-Йорка уехать.
– Отток из города происходит постоянно, но это скорее не владельцы квартир, а арендаторы. В Нью-Йорке они за два миллиона долларов, например, не могут купить трехкомнатную квартиру, а в пригороде можно и за меньшие деньги стать обладателем целого дома с четырьмя спальнями. Этот процесс, вероятно, ускорится после пандемии, но серьёзного или долгосрочного урона квартирному рынку это не нанесёт. Сейчас из города уезжают в основном те, кто всегда рассматривал возможность уехать за город, кто может продолжить работать из дома. Но даже из этой группы далеко не все собираются уезжать. Люди хотят жить в Нью-Йорке, здесь интересно. Вы видели, что происходит в Даунтауне?! Там бары ещё не открыли, но дали разрешение торговать на вынос. И что? Все высыпали на улицы, там просто нескончаемый праздник! Поэтому многие и предпочитают жить в тесноте, но в городе. И детей здесь растить, потому что городские дети растут более самостоятельными и разносторонними. Спрос, конечно, снизится, но какой-то большой катастрофы я тоже не ожидаю.

Как же коммерческая недвижимость? Например, офисы – за эти месяцы все ведь привыкли работать из дома.
– Удаленная работа – не новость. В очень многих компаниях давно можно было работать из дома. Но даже в Google, где вообще можно в офис не ходить, сотрудники все равно ходят. Там общение, обмен идеями. Это все важно. Многие не хотят смешивать работу и дом, а те, у кого маленькие дети, вообще просто не могут эффективно работать дома. У нас есть офисы, которые арендуют индивидуальные предприниматели. Им уже просто не терпится туда вернуться.

Что насчет отелей и торговых центров?
У крупных торговых центров проблемы действительно серьёзные. Почти все они технически в банкротстве. Что же касается владельцев торговых помещений, то мы уже давно занимаемся их перепрофилированием. Вместо аптек, банков и бутиков туда въезжают другие бизнесы – спортклубы, детские студии, оздоровительные кабинеты. То есть те, которые требуют личного контакта. Если раньше магазин считался более стабильным арендатором, а ресторан менее, так как рестораны чаще банкротились, то теперь все наоборот, потому что в ресторан ты виртуально не сходишь. Но владельцам площадей действительно приходится снижать арендную плату. Впрочем, только если арендатор и впрямь может показать резкое снижение доходов. К нам сейчас обратились наши арендаторы-психиатры с просьбой дать им скидку – поскольку они якобы потеряли доходы. Мы их просим предоставить нам банковские выписки, подтверждающие потерю доходов. Они это делать отказываются, потому что никаких пациентов, конечно, не теряли – все это время проводили сессии по интернету.

Что вы видите в других городах США?
– Нью-Йорк практически единственный настоящий город в Америке. Тут огромная плотность населения, толпы людей на улицах, все, даже богатые, пользуются общественным транспортом. У нас были самая большая в стране вспышка коронавируса и самый жесткий карантин. Мы все знаем людей, которые переболели и даже умерли – по крайней мере, знаем их через одно рукопожатие. Другие города, даже крупные, пострадали значительно меньше, и последствия пандемии они не ощутят так сильно.

{* *}