Top.Mail.Ru

Интервью

Виталий Шнайдер

«Колонны негодяев со всей страны»

02.09.2020

В интервью Jewish.ru публицист Виталий Шнайдер рассказал, как жители немецкого городка Бад-Нендорф десять лет боролись с засильем неонацистов – и победили.

Как неонацисты появились в городе?
В 2006 году они через суд получили разрешение проводить в Бад-Нендорфе так называемые траурные марши. Как правило, эти марши проходили в первую субботу августа. Колонны негодяев со всей страны приезжали в город и под охраной полицейских отправлялись к бывшей военной тюрьме, которую устроили здесь англичане в конце Второй мировой войны. Именно в эту тюрьму попадали многие нацистские преступники – затем они отправлялись прямиком на Нюрнбергский процесс, были казнены или осуждены на огромные сроки. Так тюрьма в Бад-Нендорфе, которая в 1948 году стараниями католической церкви была все же закрыта, стала для молодых нацистов неким символом памяти их темному прошлому. Как результат – десять лет город ежегодно содрогался от неонацистских маршей: под бой барабанов фашисты вновь и вновь говорили, как много сделали для страны их обезглавленные кумиры и как важно очистить страну от «неугодных элементов» – евреев, цыган, безработных и больных. Они пытались вселить страх, заставить город упасть на колени.

Я – еврей и с детства ненавидел фашистов разных мастей. Пока мы с семьей до переезда в Германию жили в Эстонии, я работал журналистом, и многие мои расследования касались неонацистов – что они только не грозили со мной сделать! Так что за событиями, связанными с варварскими маршами в Бад-Нендорфе, в котором жила моя мама, я следил с первых же дней. И видел, как отчаянно все эти годы боролись жители с «коричневой» заразой.

В чем заключалась борьба?
– Почти сразу в 2006 году горожане создали антифашистский комитет и стали развешивать повсюду плакаты «Бад-Нендорф – цветной». На время приезда неонацистов в город они собирались вместе – евангелисты и католики, евреи и мусульмане – и молились за спасение города. После совместного богослужения жители города – вместе с антифашистами со всей страны – шли по центральным улицам в единой колонне. Каждый год горожане также пытались блокировать дорогу, по которой должны были двигаться неонацисты. Люди просто садились не землю, сковывали себя велосипедами, противоугонными замками и отказывались уходить даже под угрозой административных наказаний. Полиция тратила огромное количество времени и ресурсов для расчистки дороги для неонацистов. Протестующих антифашистов забирали в отделения, на кого-то даже заводили уголовные дела. Параллельно, конечно, шла и легитимная борьба – члены антифашистcкого комитета заваливали местные суды требованиями запретить неонацистские марши.

Как реагировали на сопротивление неонацисты?
– В ответ на нашу борьбу они рассылали письма с угрозами политикам, придерживающимся центристских или левых взглядов, агрессивно нападали на журналистов. Особенно они злились на активное участие в антифашистских мероприятиях членов еврейской общины – те следовали за неонацистами повсюду, храбро включали веселую громкую еврейскую музыку, пели, танцевали. Нацисты пытались взять количеством: свозили в город сотни юнцов, заставляя их скандировать античеловеческие лозунги. В какие-то годы на их маршах насчитывалось до полутора тысяч человек. В два раза больше всегда было полицейских, которые отделяли нацистские колонны от горожан. В общем, жизнь в уютном курортном оазисе замирала на несколько дней: не работали ни магазины, ни спортзалы, повсюду вертолеты, полицейские, блокпосты, проверка документов – без прописки в город в эти дни никого не пускали.

В итоге в 2016 году суд запретил неонацистские марши в городе на ближайшие 30 лет, верно?
– Да, это стоило нам десяти лет тяжелейшей борьбы. Думаю, такого решения мы бы не дождались, если бы не наше мощное сопротивление. Представьте, ежегодно простые горожане, все наши бизнесмены, политики, люди разных конфессий становились на пути подонков с лозунгами «Не пройдете!». Если бы этого не было, неонацисты так и маршировали бы каждую первую субботу августа в Бад-Нендорфе.

Много ли евреев проживало в городе до войны?
– Всего 6-7 семей, практически все были уничтожены, выжить удалось только доктору Блюменбергу: его арестовали в 1937 году, но в 1939-м ему удалось каким-то чудом бежать в Харбин, а потом в США. Ему посвящен единственный уцелевший в городе «камень преткновения» – такие камни, придуманные немцем Дитмаром Бухгольцем в память о трагедии Холокоста, размещали в мостовых у домов убитых нацистами евреев. В нашем городе их было семь, но шесть из них выкорчевали.

В наши дни в Бад-Нендорфе живут около 70 евреев: они приходят в общину в шаббат и праздники. Но синагогу в городе найти сложно – на ней нет никаких опознавательных знаков. Это сделано ради безопасности: когда нацистам запретили проводить в городе их марши, они неоднократно пытались поджечь здание еврейской общины. До сих пор на всех еврейских праздниках много переодетых в штатское полицейских – они следят за порядком во избежание инцидентов. Да и в кипе на улице в Германии до сих пор спокойно не походишь. Так что говорить об окончательной победе над нацистским злом еще, к сожалению, рано.

Яна Любарская

{* *}