Top.Mail.Ru

Интервью

Александр Шахнович

«Пациенты напуганы»

12.01.2021

Врач Александр Шахнович родился в Ленинграде, но вот уже 35 лет лечит сердца в Нью-Йорке. В интервью Jewish.ru он объяснил, как коронавирус поражает мозг и стоит ли колоть вакцину.

Коронавирус как-нибудь изменил работу вашей кардиологической клиники?
– Когда в марте прошлого года в Нью-Йорке был объявлен карантин, многие врачи либо отказывались работать, либо принимали пациентов удаленно. А некоторые и вовсе оставили профессию, ушли на пенсию. Мы же были одной из немногих частных клиник, решивших не закрываться. Дело в том, что хронические заболевания, такие как болезнь сердца, всегда требуют близкого сотрудничества лечащего врача с пациентом, практически партнерства. В условиях же пандемии потребность встречаться с врачом лицом к лицу только усиливается: пациенты напуганы новым, малоизученным заболеванием. К тому же очень многие, особенно пожилые люди, оказавшись в изоляции, страдают от одиночества. А мы ведь не только сердцем занимаемся, у нас весь комплекс медицинских услуг – и заболевания легких лечим, и психологическую помощь оказываем тем, кто в ней нуждается. Так что за последний год пациентов стало намного больше – и тех, кто переболел коронавирусом, и тех, кто нет.

Переболевшие ковидом приходят с осложнениями?
– Да, новый вирус SARS-CoV-2 имеет способность поражать разные органы: не только легкие, но и сердце, почки, печень, мозг. Причем осложнения проявляются хаотично. Конечно, больше всего их в основной группе риска – у пожилых, страдающих ожирением, диабетом и болезнями сердца. Однако порой тяжелые и затяжные последствия болезни наблюдаются у достаточно молодых людей, у которых нет серьезных хронических заболеваний. То есть генетические факторы играют очень важную роль: они влияют и на то, как протекает болезнь, и на то, какие последствия она может повлечь.

При этом нет обязательной связи между тяжестью осложнений и тем, в какой форме был у пациента ковид. С жалобами к нам приходят и те, кто перенес болезнь в легкой форме, и те, кто был госпитализирован, кому требовалась интубация. И на их примерах мы видим, что серьезные осложнения может вызвать даже бессимптомный ковид. Но это просто наблюдение, не далеко идущий вывод: даже у такой крупной клиники, как наша, недостаточно данных, чтобы делать статистический анализ.

Я не призываю к излишней мнительности. В принципе, любое заболевание может вызвать ряд осложнений. Даже после обычного гриппа бывает одышка, чувствуется нагрузка на сердце. Но грипп – это вирус, с которым мы живем уже очень давно, а коронавирус – новая болезнь, к которой человеческий организм еще не адаптировался. Поэтому и осложнения могут быть менее предсказуемые и более тяжелые.

Какие конкретные последствия от болезни вы видите у своих пациентов?
– Как кардиолог я вижу ослабление мышцы сердца, нарушение функции миокарда, довольно странную тахикардию. При этом электрокардиограмма или эхокардиография могут не выявить миокардит в легкой форме. Для этого требуются более сложные тесты. Мои коллеги-пульмонологи говорят о нарушениях работы легких. Но и такие, казалось бы, незначительные последствия, как потеря или изменение способности ощущать запахи, тоже достаточно серьезная проблема для тех, кто с ней сталкивается. Во всяком случае, если этот симптом держится долго, то это значительно ухудшает качество жизни пациента.

Осложнения на сердце и легкие становятся хроническими или есть надежда, что пациенты восстановятся?
– Сейчас с уверенностью сказать ничего нельзя. Лично я считаю, что мы сможем большинство последствий ковида рано или поздно ликвидировать. Пациенты вернутся к нормальной жизни. Но осложнения после ковида – это все-таки лишь одна из проблем, которые пандемия ставит перед медиками и пациентами. Куда серьезнее, что люди перестали обследоваться и регулярно посещать лечащих врачей. Сначала был официальный карантин, потом большинство людей в группе риска самоизолировались, сами ограничили контакты с внешним миром, перестали посещать врачей. Даже используя телемедицину, врачам сложнее следить за пациентом и развитием болезни. Без анализа крови, например, намного труднее подбирать правильные лекарства и отслеживать их действие на пациента. Ослабляется то самое партнерство между врачом и пациентом, о котором я говорил ранее.

Как вы относитесь к появившимся вакцинам от коронавируса – следует ли прививаться?
– Мы еще мало знаем про эти вакцины. Их создали рекордно быстро, и они прошли испытания в крайне сжатые сроки. Но мы уже достаточно много знаем о коронавирусе. И главная его опасность, что нельзя предсказать заранее, как отреагирует на него каждый конкретный организм. Поэтому моя рекомендация – непременно воспользоваться теми вакцинами, которые были одобрены вашими государственными органами.

{* *}